Организация и планирование научных исследований и изобретательской деятельности
Содержание и этапы научно-исследовательских работ
Предпроектные исследования, их содержание и общая характеристика
Содержание подготовки процесса обучения в образовательных учреждениях.
Содержание подготовки процесса обучения в образовательных учреждениях.
Сущность организации в образовании, ее сущность, содержание, закономерности и требования.
Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Организационно-экономические и методические основы структурно-функциональных преобразований.
Цели структурно-функциональных преобразований достигаются путем решения следующих комплексов основных задач:
- разработка нормативно-правового обеспечения;
- создание методологического аппарата организационно-экономического обеспечения;
- развитие методов и форм взаимодействия системы образования с внешней средой.
Разработка нормативно-правого обеспечения включает:
1. консолидацию материальных ресурсов образовательных учреждений разных форм собственности;
2. взаимодействие финансовых потоков в сфере образования за счет средств государственных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных фондов и спонсорства;
3. обеспечение интегрированных процессов разных видов и форм в сфере образования, обусловливающих экономию бюджетных средств;
4. разработку механизма хозяйственной и финансовой самостоятельности, автономности образовательных учреждений всех уровней.
Методический аппарат организационно-экономического обеспечения системы образования должен решать следующие задачи:
1. разработка и реализация научно-методических и инструктивных материалов определения потребности в специалистах по народному хозяйству, его отраслям и регионам;
2. разработка и реализация типовых методик и порядка применения системы критериев (основных показателей), характеризующих уровни образовательно-профессиональных программ;
3. разработка и реализация методик определения государственного заказа на подготовку специалистов в соответствии с возможностями разноуровневых бюджетов;
4. оптимизация сети образовательных учреждений в рамках бюджетных ограничений;
5. разработка и реализация методик расчета штатных нормативов преподавательского, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала для определения фонда оплаты труда по видам образовательных учреждений всех уровней с учетом дифференциации по специальностям (группам специальностей);
6. разработка и реализация типовых методик расчета сметы расходов образовательных учреждений всех уровней;
7. разработка и реализация методов исчисления налоговых льгот по видам образовательных учреждений всех уровней.
3. Принципы организации подготовки процессов обучения в образовательных учреждениях.
1. Сущность организации в образовании, его содержание, закономерности, требования
Сущность организации в образовательных учреждениях состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов учреждения, установлении необходимых связей и согласованных действий участников учебного процесса, создании условий для реализации единства экономических интересов общества, коллектива ОУ и учащихся.
Содержание организации образовательных учреждениях заключается в установлении причинно-следственных связей и закономерностей, присущих образованию, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм, методов и условий.
Организации в образовании присущи следующие закономерности:
1. Соответствие организации учреждения ее целям;
2. Соответствие форм и методов характеристикам его материально-технического базы;
3. Соответствие конкретным материально-техническим условиям и экономическим требованиям учреждения;
4. Комплексность (рассматриваются все обучающие процессы протекающие в образовательном учреждении);
5. Непрерывное улучшение организации в образованных учреждениях;
6. Соответствие форм и методов обучения внешним требованиям, повышая уровень образованности учащихся, расширяя их трудовые функций, обеспечивая привлекательность будущего труда;
7. Взаимное соответствие структуры системы управления и характеристик организации в образовательных учреждениях;
К основным требования предъявляемым к организации в образовательных учреждения относятся: гибкость; эластичность; способность быстро и с минимальными затратами перестраиваться на новые методы и формы позволяющие обеспечить выпуск специалистов способных соответствовать потребности на рынке труда.
По отношении к объекту управления выделяются процессы подготовки процесса обучения и процесса управления этой подготовкой в образовательных учреждениях.
Содержание подготовки процесса образования осуществляется в определенной последовательности фаз единого процесса подготовки:
1. Теоретические исследования, имеющие фундаментальный и поисковый характер;
2. Прикладные исследования, в процессе которых полученные знания находят практическое применение, в первую очередь открытие в образовательном учреждении новой специальности, а как следствие разработка лекционных курсов, практических занятий и лабораторных работ с обеспечением прикладными программами;
3. Опытно-конструкторские работы, в ходе выполнения которых полученные знания и результаты исследований реализуются в разработках технологического проектирования и проектно-организационных работ, в процессе выполнения которых разрабатываются технологические методы изготовления и формы организации производства новых изделий;
4. Техническое оснащение процесса обучения, заключающееся в приобретении и изготовлении оборудования, способного обеспечить потребности по качеству и количеству, удовлетворяющему потребности для эффективной организации процесса обучения с учетом современных требований;
5. Подготовка квалифицированных специалистов, соответствующих самым высоким требованиям работодателей, т. е повысить социальную мобильность населения;
6. Обеспечение надлежащих технико-организационных условий для существенного повышения производительности труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.
Содержание деятельности по организации подготовки процесса обучения в образовательных учреждениях заключается в решении главной задачи – создания условий и организации процесса обучения. Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразие подготовки учебного процесса, рационально соединять личные и вещественные элементы процесса результатом чего является выпуск высококвалифицированных специалистов. В связи с этим необходимо определить экономические отношения между участниками работ призванных обеспечивать взаимосвязь и непрерывность процесса обучения, а также совершенствование системы подготовки процесса обучения.
Система подготовки процесса образования - это объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность процессов научного, технического и экономического характера для подготовки высококвалифицированных специалистов, направлена на рациональное сочетание всех элементов процесса образования в пространстве и во времени, установление необходимых связей и согласование действий участников этого процесса, создание условий для повышения заинтересованности обучающихся, ученых и производственников.
Организация подготовки процессов обучения в образовательных учреждениях выражается в следующих видах деятельности:
1. Определение цели образовательного учреждения и ее ориентация на достижение этой цели;
2. Установление перечня всех работ, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели по выпуску высококвалифицированных специалистов;
3. Создание или усовершенствование организационной структуры системы образовательного учреждения;
4. Закрепление работ за соответствующим подразделением (отделом, кафедрой, группой, и т.п.) учреждения;
5. Обеспечение рациональной организации труда работников и необходимых условий для осуществления всего комплекса работ по подготовке высококвалифицированных специалистов;
6. Установление экономических отношений между участниками процесса организации в образовательных учреждениях для выпуска высококвалифицированных специалистов, обеспечивая заинтересованность ученых.
3. Принципы организации подготовки процессов обучения в образовательных учреждениях.
В основе рациональной организации процессов обучения в образовательных учреждениях лежат общие закономерности:
1. Соответствие организации процесса обучения поставленным целям;
2. Соответствие форм и методов организации образовательной структуры характеристикам его материально-технической базы; профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала;
Учитывая особенности организационных процессов протекающих в образовательных учреждениях, необходимо при построении и совершенствовании системы руководствоваться рядом принципов:
1. Принцип комплексности (проведение обучения по единым стандартам);
2. Принцип специализации (закрепление специальностей по видам и характеру образовательного учреждения);
3. Принцип комплексности документации (готовность работы для дальнейшего продолжения);
4. Принцип последовательности (обеспечение поэтапной подготовки и проведения работ);
5. Принцип пропорциональность (пропускная способность подразделений);
Пропускная способность или так называемое равенство производственных возможностей можно отследить по коэффициентам учитывающим три вида ресурсов:
Коэффициент загрузки подразделения по трудовым ресурсам
, (1)
где и – пл.и фактич.трудоемкость
Р численность работающих в подразделении
Коэффициент загрузки подразделения по оборудованию
, (2)
где – трудоемкость работ, выполняемых с применением данного оборудования за определенный период времени, норм-ч.;
– действительный фонд времени;
– коэффициент переработки норм.
Коэффициент загрузки подразделения по площадям
, (3)
S – пл. и факт. площадь требуемая и фактическая для кол-ва оборудования и трудовых ресурсов
6. Принцип параллельности (совмещение во времени различных фаз, стадий, работ)
Отсюда цикл подготовки пр-ва в зависимости от выбранного метода можно рассчитать:
Метод последовательный
, (4)
Метод последовательный с перерывами
, (5)
Метод параллельно-последовательный
, (6)
– цикл фазы подготовки пр-ва; Кэт – кол-во фаз; - время перерывов между фазами; – время сокращения цикла за счет совмещения фаз.
7. Обеспечение строгой последовательности работ и прямоточности (прямосточность - обеспечение кратчайшего маршрута движения технической документации по всем стадиям подготовки процесса образования).
Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬСКИХ РАБОТ