Демокрит

Гераклит

Зенон

1) Использовал метод «от противного» - он становится на точку зрения оппонента и, развивая ее, показывает, что она приводит к противоречию, абсурду; а значит, верна не эта позиция, а то, что ей противоположно.

2) Применял логические доказательства и аргументы. Предыдущие греческие философы в основном излагали свои мысли как открытую им свыше истину, подобно вдохновенным пророкам или поэтам.

3) Движение, наблюдаемое нами повсюду, невозможно сделать предметом мысленного анализа, т.е. движение можно видеть, но нельзя мыслить.

Парадоксы (апории): «Ахиллес и черепаха», «Стрела».

1) все находится в состоянии непрерывного изменения, однако

(«Все течет, все изменяется». Он обращался к образу реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая. Солнце новое ежедневно, всегда и непрерывно новое)

2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и

3) этот закон включает взаимодействие противоположностей,

(«Все едино и все состоит из противоположностей». «Борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». «Война» (так нередко Гераклит называл борьбу) есть отец всего и всего царь)

4) причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию.

5) первоначалом всего сущего считал огонь;

(Такой всеобщий огонь и является основой природы. «Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим». Все конкретные вещи обязаны своим существованием огню. «Все обменивается на огонь и огонь на все, как золото на товары и товары на золото»)

 

1) В мире существуют только атомы и пустота.

а) бытие состоит из совокупности мельчайших, неделимых материальных частиц - атомов, которые находятся в пустоте;

б) Отрицал деление до бесконечности – если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно.

2) атомы - вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением и величиной;

а) Все воспринимаемое органами чувств возникает из соединения атомов;

б) Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом.

3) атомы движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры;

Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они "переплетаются" и образуют бесчисленные миры (космосы). Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному "Вихрю", в котором произошла первичная сортировка атомов.

4) атомы невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.

5) Пустоту он называл понятием «небытие». В отличие от элеатов Демокрит признавал реальность не только за бытием, но и за небытием; небытие – это то, что является вместилищем для атомов;

6) По Демокриту, у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т. д.), в следствии этого этих качеств нет и у вещей, ибо "из ничего ничего не бывает".

Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения - взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета. Поэтому различия в восприятии обусловлены как изменчивостью предмета (один и тот же атом, "повернувшись", может восприниматься и как кислый, и как сладкий), так и изменчивостью субъекта (больной воспринимает не так, как здоровый, ибо у него другая температура организма).

7) Отсюда скептицизм в познании: "На самом деле мы ничего ни о чем не знаем".

Демокрит полагал, что движение бытия во времени совершается по некоей необходимости или судьбе, которая непостижима, а для человека тождественна случайности. Вместе с тем, Демокрит призывал постигать причину любого явления.

8) Наличие смертных богов

Демокрит допускал существование богов, считая их состоящими из атомов разумными существами, очень большими и очень долго живущими, однако не вечными. Главный итог рассуждений Демокрита о богах тот, что бояться их не следует, но попросить о благотворном влиянии - весьма предусмотрительно.