ЛЕКЦИЯ 5. ПАРАМЕТРЫ И СХЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДВУХОБМОТОЧНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ
План
1. Назначение, условные обозначения, схемы соединения обмоток и
векторные диаграммы напряжений трансформаторов.
2.Двухобмоточные трансформаторы.
3. Опыт короткого замыкания и параметры, определяемые по его результатам.
4. Опыт холостого хода и параметры, определяемые по его результатам.
Передачу электроэнергии на большие расстояния в основном осуществляют на повышенном (110-750 кВ) напряжении. Распределение электроэнергии выполняют сетями 6-35(110) кВ. Электропотребителей подключают к сетям более низких напряжений (0,22-10 кВ). Для соответствующих преобразований (трансформаций) напряжений, а также связи электрических сетей различных классов напряжений и распределения электроэнергии используют силовые трансформаторы и автотрансформаторы однофазного и трёхфазного исполнения.
На подстанциях электрических сетей и электростанциях преимущественно применяют трёхфазные двух- и трёхобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы. При большой мощности используют однофазные трансформаторы, соединённые в трёхфазные группы.
Условные обозначения понижающих и повышающих трансформаторов и автотрансформаторов в схемах электрических систем электроснабжения показаны на рис. 5.1.
Стрелки обозначают электрическую нагрузку S1 иS2 на шинах (выводах) высшего U1 и низшего напряжения U2 двухобмоточных трансформаторов (рис. 5.1, а-в). В случае трёхобмоточных трансформаторов и автотрансформаторов стрелки обозначают электрические нагрузки S1, S2 и S3 на шинах высшего U1, среднего U2 и низшего U3 напряжений (рис. 5.1, г, д). Другая стрелка символизирует наличие регулирования напряжения под нагрузкой (РПН). Отсутствие таковой означает, что трансформатор снабжён устройством изменения (улучшения) напряжения ПБВ (переключатель без возбуждения). Изменение напряжения осуществляется при отключении трансформатора от сети.
Принципиальные схемы двух- и трёхобмоточных трансформаторов представлены на рис. 5.2 и рис. 5.3.
Обмотки высшего напряжения (ВН) 6-35 кВ двухобмоточных трансформаторов соединены в звезду (с изолированной или выведенной нулевой точкой), а обмотки низшего напряжения (НН) 0,4/0,23 кВ и 0,69/0,4 кВ соединены в звезду с выведенной нулевой точкой, т. е. группу соединений Y/Y0-0 (рис. 5.2, а). При более высоком напряжении обмоток (ВН 110, 150, 220 кВ) обмотку НН (6-10 кВ) соединяют в треугольник, что соответствует группе соединений Yн / а -11 (рис. 5.2, б).
В трёхобмоточных трансформаторах (ВН 110, 150, 220 кВ) обмотки ВН и СН соединены соответственно в звезду с выведенной и изолированной нулевой точкой. Обмотку НН при напряжении 6, 10, 20 кВ соединяют в треугольник, что соответствует группе соединений Yн /Y/А-0/0/11 (рис. 5.3).
В автотрансформаторах (ВН 150, 220, 330, 500, 750 кВ) общие обмотки соединены в звезду с обязательным глухим заземлением нейтрали (рис. 5.4).
Силовые трансформаторы и автотрансформаторы характеризуются следующими каталожными (паспортными) данными:- номинальная мощность трансформатора, кВА; - номинальные междуфазовые (линейные) напряжения присоединяемых сетей; Рк - потери активной мощности короткого замыкания, кВт; Рх - потери активной мощности холостого хода, кВт; - относительное значение напряжения короткого замыкания, %; -относительное значение тока холостого хода, %.
На основе указанных каталожных данных определяют все расчётные параметры схем замещения трансформирующих устройств: сопротивления, проводимости, коэффициенты трансформации. Указанные параметры влияют на потери мощности и электроэнергии, на отклонения напряжения у электропотребителей и потому должны учитываться при расчётах и анализе режимов работы электрических сетей.