Вопросы и ответы.
В варианте техники затылочной компрессии вы совершенно не обращаете внимание на некоторые элементы, о которых говорил Сатерленд и его последователи. Например, о контроле над приливом, компрессии желудочка и диффузии ликвора.
С тех пор, как Сатерленд описал технику компрессии четвертого желудочка, выдвигались многочисленные теории о том, что именно происходит во время этой техники. Ни одна из них не нашла неопровержимых доказательств. Мы знаем о компрессии только несколько очевидных фактов. Если честно, то я не знаю наверняка, что происходит во время техники затылочной компрессии. Я даже не уверен, несмотря на то, что говорили наши учителя, имеет ли эта техника отношение к четвертому желудочку.
Я могу лишь констатировать результаты техники: освобождение, глубокое расслабление структур тела, регуляция тонуса пара- и орто-симпатической системы и т.п. Компрессия затылка имеет такие благотворные последствия, что наш опыт заставил нас включить ее modus operandi тканевого подхода. Если хотите, мы рассмотрим объяснении техники.
Итак, прилив.Уточним, что Сатерленд подразумавал под этим словом: «Посмотрите на колыхание волн прилива. Движение волн вверх – вдох, движение вниз – выдох. Вы думаете, что это касается только волны, набегающей на берег? Нет. Прилив – это движение всей массы океана, неделимой массы воды. Посмотрите, внутренний потенциал находится именно в массе океана, массе прилива. В этой массе больше силы и потенциала, чем в волнах, разбивающихся о берег». (Wales ed., 1990, 15). Сравнивая массу прилива и волны, Сатреленд объясняет нам различия между первичным и вторичным дыханием. Он сравнивает явление экспансии/ретракции тканевого ритмического импульса с приливом.
Таким образом, компрессия четвертого желудочка рассматривается как техника, управляющая Приливом: «Компрессия четвертого желудочка направляет Прилив. Не так ли? Ее цель – замедлить флуктуацию до состояния ритма короткого периода. Я уже говорил об этой Умной жидкости. Это нечто, питающее нервную ткань Дыханием Жизни. В нервных волокнах происходит трансмутация Дыхания Жизни. Она доходит до «самых тонких элементов, соседствующих с лимфатической системой»». (Wales ed., 1990, 168-169).
Для Сатерленда замедление Прилива дает живым структурам то время, которое позволяет им улучшить обмен: «Врач, который освоил эту специфическую технику компрессии четвертого желудочка, с ее помощью выполняет замедление флуктуации ликвора до достижения ритма с коротким периодом. При достижении этого ритма происходит обмен между всеми жидкостями тела. Именно этот физиологических эффект и позволяет нам советовать врачам: «Если вы не знаете, что делать, выполните технику четвертого желудочка». Эта техника имеет очень обширные физиологические эффекты». (Wales ed., 1998, 218).
Метафора прилива очень интересна. Но если мы посмотрим на нее в свете причинно-следственных связей, то сразу же появится вопрос: «А что вызывает прилив?». Мы знаем, что в случае с приливом в океане речь идет о воздействии притяжения луны и солнца, а так же, без сомнения, других более отдаленных звезд. Таким образом, прилив – это видимое проявление чего-то невидимого. Мы не можем воздействовать напрямую на прилив. Тем не менее, мы можем использовать его в своих целях, например, строить приливные электростанции, как в Рансе. А что с приливом в системе тела? Мы так же рассматриваем его как видимое проявление чего-то невидимого – сознания. Работать на приливе, значит либо направлять его, т.е. использовать его мощность (как в технике v-sрread и, возможно, в технике компрессии затылка), либо воздействовать на сам прилив посредством сознания.
Использование прилива. Мы рассматриваем тело, как пластичную, флюидичную, способную к деформации систему, в которое постоянно чередуются экспансия и ретракция. А значит, мы можем представить, что создавая точку опоры, мы вносим в систему точку замедления. Глубокий импульс прилива переносится на периферию, вызывая с периферических тканях тонкое чередующееся растяжение. Мы можем рассматривать это в качестве важной помощи при освобождении задержек в тканях.
Контроль прилива.Чтобы контролировать прилив, нужно воздействовать на то, что его запускает – на сознание. Наше внимание и интенция позволяют нам это сделать. Можно сказать, что присутствие, внимание и интенция врача дает телу пациента субъективный фулькрум, который позволяет сознаниям тела обрести точку опоры, которой им не хватало. Если мы чувствуем замедление, это значит, что происходит изменение проявлений телесного сознания. В наших опытах с присутствием мы видели, что от качества присутствия зависит замедление ритма и увеличение амплитуды первичного дыхания, т.е. перцепция прилива. Я рассматриваю это явление как синхронизацию с сознаниями тела.
Итак, во время затылочной компрессии качество присутствия врача позволяет не только освобождать незначительные зоны задержки энергии, но и синтонизироваться с сознаниями на различных уровнях. Это проявляется замедлением ритма и увеличением амплитуды.
Мы можем объединить это понятие с концепцией неподвижности. Мы знаем, что фулькрум – это синоним неподвижности. Присутствие и направление внимания позволяют сознанию стать неподвижным, за счет чего происходит рецентрирование. Стабильность, неподвижность врача усиливают неподвижность сознаний пациента. Это проявляется ощущением замедления прилива.
Таким образом, качество присутствия и концентрации врача очень важно, т.е. именно эти характеристики обеспечивают изменение прилива в теле пациента. Я предполагаю, что Сатерленд ощущал то же самое, не зная о том, что именно присутствие вызывает такой эффект. Частично он говорит об этом явлении, когда упоминает псалом 46: «Be still and know», что можно перевести как «Успокойся и обрети знание» или «Стань неподвижным и обрети знание». Напомним, что представления Сатерленда о духовных материях, т.е. о фулькрумах, были, главным образом, библейскими. Это напоминает нам текст Роллина Беккера, который так и называется Be still and know (Успокойся и обрети знание) (Brooks ed., 1997, 24-38).
Мы не стремимся принять ту же точку зрения. Но наша точка зрения не изменит самой сути механизма. Тем не менее, об этом стоит размышлять…
Компрессия желудочка.Те явления, которые мы видим во время техники, с самого начала связывали с изменением тонуса центров, расположенных с стенке четвертого желудочка. «Это тот же принцип ,что при компрессии четвертого желудочка. В общем, с практической точки зрения, лучше осуществлять компрессию четвертого желудочка, т.к. именно она позволяет воздействовать на тонус физиологических центров, включая дыхательный центр». (Wales ed., 1998, 63). На самом деле, я не уверен в том, что мы действительно сжимаем желудочек. Не стоит забывать, что между затылочной костью и желудочком лежит мозжечок. Возможно, что наше воздействие намного более сложное и глобальное, чем нам кажется.
Возможности спинно-мозговой жидкости.Это еще одно из возможных объяснений действия техники компрессии четвертого желудочка. Вот что говорит Сатерленд: «В самом ликворе находится некая невидимая структура, которую я называю Дыханием Жизни». (Wales ed., 1990, 14).
Компрессия заставляет ликвор распространяться на периферию, где он действует как смазка. «Я хотел бы обратить ваше внимание на положительное воздействие флуктуации спинно-мозговой жидкости на хронические поражение позвоночника. Я называю ликвор «всепроникающей жидкостью». Он как смазка заставляет работать старые заржавевшие механизмы. Например, чтобы выкрутить старый заржавевший винт мастер начинает с того, что смазывает его маслом. Масло проникает в резьбу, и затем мастер может выкрутить винт пальцами, даже не прибегая к отвертке, и не рискуя сорвать шлицы. Так же и с приливом. Замедляя прилив до короткого ритма, вы осущетсвляете обмен всех жидкостей тела. Это как бы смазывает все хронические поражения, постепенно приводя их к нормальным условиям функционирования. Таким образом можно избавиться от фиброза и восстановить нормальную мышечную ткань». (Wales ed., 1990, 185-186).
Я уже говорил, что сомневаюсь в наличии специфических способностей у ликвора. Повторяться не стану. Мне хочется лишь объяснить происходящее, не прибегая к сверхъестественным возможностям ликвора.
Концепцию Дыхания Жизни можно рассмотреть с точки зрения решения быть ,которое порождает сознание. Это решение создает два полюса (я – не я), между которыми циркулирует энергия. Мы можем называть эту жизненную энергию как угодно: qi, prana, Дыхание жизни… не важно. В любом случае, это жизненная энергия. Как только появляется сознание, появляется и Дыхание Жизни. Если мы рассматриваем нашу вселенную как результат решения Я Существую, которое является абсолютным центром, мы можем так же сказать, что существует Дыхание Жизни, единое для всех. Наши я есть порождают его. А мы можем направлять его поток, благодаря нашему вниманию и интенции. В зависимости от тех центров сознания, с которыми нам удастся синхронизироваться, мы свяжемся с все более и более утонченным и наполненным внутренним потенциалом Дыханием Жизни.