Основные требования.

ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ ПО одп

!!! Тема 1. Выпускная квалификационная работа: сущность,

1. Что есть дипломная работа?

2. Цели и задачи дипломной работы

3. Требования к выпускной квалификационной работе

1. Что есть дипломная работа?

Дипломная работа – это результат обучения в универси­тете, научно-исследовательской и практической деятельности студента, в процессе подготовки которой выпускник решает профессио­нальные теоретические, методические и организационные проблемы социально-культурной сферы, гостиничного дела и туризма.

Сдав все положенные экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее на рассмотрение государственной аттестационной комиссии. Комиссия слушает характеристику руководителя (который курировал дипломника) и отзыв рецензента. Приняв во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ставит окончательную отметку. Примерно так описывает процесс подготовки и защиты дипломной работы У. Эко, с присущей ему иронией рассматривая (именно) ритуал защиты. Все сказанное дает представление о формальности требований к диплому и мало объясняет сущность происходящего. Кроме того, остается не устраним противоречие: формальность подготовки, написания и защиты диплома, должно каким-то невообразимым образом интегрироваться в оригинальную, творческую работу. Нелишним будет напоминание, что ответственность за содержание выпускной квалифика­ционной работы, достоверность всех приведенных данных несет студент – автор работы.

Итак, что же такое «дипломная работа»?

Многие эксперты склонны считать, что дипломная работа необходима для определения уровня профессиональной подготовки выпускника, «это не диссертация, которая является проверкой академической». Диссертация должна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой намерен заниматься. Дипломы лучших студентов, иногда, не уступают диссертациям, но вообще диплом – вещь более скромная. Университет не требует новаторства любой ценой, поэтому правомерны и дипломы-компиляции (подробнее см.: Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Перевод с ит. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 240 с.)

В компилятивной дипломной работе студент просто демонстрирует, что сумел критически переработать большую часть существующей литературы (то есть книг и статей, посвященных теме диплома) и внятно изложил прочитанное, соотнося различные точки зрения, предлагая таким путем информативный обзор материала полезный для серьезных специалистов, которые не занимались этим частным вопросом.

Отсюда первый совет: понять, какую работу вы собираетесь писать: компилятивную или исследовательскую. Исследовательская работа будет долгой и трудоемкой. Ошибочно считать, что компилятивная проще, как правило, с компиляцией меньше хлопот и меньше риска. Не следует путать компиляцию с плагиатом!

Работа над дипломом учит рассудительности и систематичности. Студент, прежде всего, учится «создавать годный для употребления текст». Следовательно, не так важна тема работы, как опыт ее создания. Поэтому, многие научные руководители могут равнодушно относится к выбору темы своими подопечными, чем и шокируют последних. Как отмечает У.Эко: «Кто способен основательно подготовить сравнение двух редакций мандзониевского романа, сумеет и правильно организовать базу данных своего туристического агентства».

Следующий вопрос, на который необходимо обратить внимание: на каком материале студент собирается писать диплом – классическом или современном?

Здесь многое зависит от специфики дисциплины. В философии, скажем, «читабельность» и «легкость» не всегда присущи современности: Гуссерлем труднее заниматься, чем Декартом, и Паскаль читается запоем, а Карнап – наоборот. Поэтому окончательный совет, который дает У.Эко, таков: «подходите к современному автору, как если бы он был древним, а к древнему – как если бы он был современным. Это и вам интереснее, и для работы нужнее».

Сколько времени отвести на диплом?

Самое простое, что можно в этом случае предположить – всё зависит от способностей. Можно, опять же, вернуться к формальной стороне дела: в соответствии с учебным планом, для выполнения дипломной работы выделяется 14 недель, а ее выполнению предшествует преддипломная практика (6 недель), предназначенная для сбора, обработки и обобщения эмпирического материала по теме дипломной работы. Думаю, что полезным будет обратить внимание и на следующие обстоятельства: 1) взята тема не по силам, в намеченные сроки не укладываетесь, значит надо сделать выбор: либо продолжать работать над темой, но переносить защиту, либо произвести корректировку темы, а возможно и взять другую тему. Здесь важно понимать, что диплом – это, всего лишь, показатель вашей профессиональной подготовленности, т.е. речь не идет о каком-либо открытии, которое вы не успеваете сделать;

2) исследователь должен уметь ограничить рамки рассматриваемой проблемы, нельзя «объять необъятное»;

3) у вас «дипломный невроз». То вы активно беретесь за работу, то оставляете её, то страдаете от нехватки времени, то загораживаетесь дипломом от всех на свете проблем. Вывод: не защититесь никогда. Совет: успокойтесь, трезво оцените свои возможности и составьте план работы над дипломом.

В защиту научного руководителя. Если диплом пишется в последнюю минуту, руководителю вы несете целые главы или вообще непроверенный текст. Если руководитель получил текст перед защитой, есть риск, что он останется недоволен и свое недовольство выскажет прямо на защите, что приведет к неприятным результатам. Неприятным и для него самого, поскольку руководитель не должен выносить на комиссию дипломы, которыми не удовлетворен; ведь это провал и для руководителя. Если дипломник, выслушав претензии, все-таки будет упорствовать, считая, что руководитель ошибается, тогда пусть готовится к дискуссии, которая его непременно ожидает во время защиты. В данном случае мы не рассматриваем откровенно слабую работу, выполненную нерадивым выпускником. Иногда, в общем то толковые ребята, хорошо изучившие проблему, совершенно не могут изложить материал.

Многих выпускников обескураживают некоторые, как им кажется, формальные категории: «научность» и «предметность»?

Многие считают «научными» только количественные исследования: работа-де не «научна», если в ней нет формул и диаграмм. При подобной логике «не научна» работа по морали у Аристотеля, но в той же степени «не научна» и работа по классовой борьбе и крестьянским восстаниям в Европе в эпоху Реформации. «Научная» модель в принципе была задана еще в семнадцатом веке и с тех пор предполагает обязательное выделение предмета исследования.

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. «Предмет» не обязательно существует в жизни, «предметом» может выступать квадратный корень или напротив – социальные классы. Если кто возразит, что при бесспорном существовании отдельных личностей и бесспорном существовании статистических масс классы как таковые существованием не обладают, на это имеется ответ, что не существует и класс простых чисел, а математики этим классом занимаются. Определить предмет, значит определить условия, при которых можно о предмете говорить. Для этого определяют основания или правила, которые мы сами себе установили или которые другими установлены до нас.

Работа научна, если добавляет что-либо к человеческому опыту. Разумеется, степень научной ценности вклада пропорциональна степени необходимости его для окружающих. Иногда под научностью понимают своеобразную, оригинальную интерпретацию, что вполне может быть использовано при написании диплома. «Существуют сообщения, после появления, которых ученые, если не учтут их, не сделают ничего путного. А другие сообщения, в общем, для ученых и небесполезны, но, не учитывая их, никто не умрет».

Если следовать духу западной философии и, соответственно, принципу фальсификации, то исследование должно подвергаться опровержению, то есть содержать возможность для продолжения работы другими исследователями. «Вы не только приведете доказательства своей идеи, но и сделаете все возможное, чтоб другие могли пойти вслед за вами, дабы подтвердить вашу идею – или опровергнуть ее». В условиях рынка польза научного продукта заключается в том, что экономится чужое время. Разрабатывая чью-то гипотезу, пусть и приходя к ее опровержению, ученые добывают значимые результаты на энергии импульса, полученного от кого-то.

Остановимся на понятии «объективный материал». Если главный редактор заявляет: «Мы не преследуем политических целей и не получаем финансирований», то никто не может сказать – соответствует ли это действительности. Однако, сам факт, что радиостанция желает предстать перед публикой в подобном качестве – объективный материал. Выдвинутый редактором тезис, можно подтвердить или опровергнуть эмпирически, наблюдая сутками за транслируемыми передачами. В диплом, конечно, нельзя вместить все то, что передается этими каналами за неделю, но можно выбрать самые показательные моменты (комментарии к музыкальным блокам, реплики в дискуссиях, приемы обработки новостей), из которых складывается художественное, лингвистическое и идейное лицо рассматриваемой станции.

Резюмируя выше сказанное, заметим:

- дипломная работа – это результат, который необходимо представить в установленной форме для определения уровня профессиональной подготовки выпускника;

- дипломная работа может быть компилятивной или исследовательской;

- материал, на котором студент собирается писать диплом, может подразделяться на классический и современный;

- исследователь должен уметь ограничить рамки рассматриваемой проблемы, выделить предмет исследования, иметь представление создаваемого исследования и объективности используемого материала.