Народное движение под руководством Степана Разина
Политика Меркантилизма.
1649г. – отменены торговые привилегии иностранцам.
1653г. – торговая уставная грамота, по которой отменялись внутренние сборы. Была установлена единая рублевая пошлина в 5%
1667г. – Новгородский устав автор Ордин Нащекин, для иностранцев установлена двойная пошлина, им разрешено торговать только в приграничных городах и только оптом
1. Аа
2. Аа У нас внутренние источники накопления: налоги, откупа подряды. Монополистом в получении этих доходов является государство, оно вкладывает это в оборону.
Сельское хозяйство.В 20-50ее гг. начинается восстановление сельского хозяйства. Осваиваются новые территории, большие успехи в выращивании технических культур (лен, овес). Осваивается новая техника (плуг приходит на смену сохе), несмотря на явные успехи трехполья повсеместно используется подсека и перелог, необходимость покупки промышленных товаров всё чаще заставляет продавать хлеб на рынке. Самим помещики также втягиваются в ТДО (товарно-денежные отношения) идет увеличение денежного оброка, крестьян всё чаще отпускают на заработки (отхожие промыслы) начинается расслоение внутри самого крестьянства, крестьяне всё чаще начинают использовать труд разорившихся односельчан. К этому времени крепостничество утверждается как система.
Специализация районов. Каждый регион мог производить весь спектр товаров, просто у кого-то они получались лучше. Это неизбежно заложило специализацию районов. Центр солеварения Прикамье и Север. Центр металлообработки Подмосковье и Новгород. Производство полотна Псков и Ярославль. Казань и Калуга выделка кож. Появляются районы производители товарного хлеба.
Таким образом, предпосылки экономических изменений созрели, их направлением был капитализм, однако пути этого развития были вариативными.
Причины:
1. Основной причиной, как и во всех движениях XVII века, была экономическая неудовлетворенность населения, отличием «разинщины» был ее размах.
2. Кроме экономических причин наблюдается недовольство политическим строем в целом, т.е. существующему строю разинцы противопоставили свой казачий. Это было столкновение двух коренных укладов российской жизни: единодержавного и удельно вечевого;
3. С присоединением малороссии приток беженцев на Дон увеличился, эта территория не могла прокормить всех желающих (Дона выдачи нет). С другой стороны запрещены походы за зипунами (грабеж повозок с товаром)
Движущие силы:
Основной движущей силой стало казачество. Тогда как раньше это было городское население. К казачеству присоединились и другие этносы.
КазАки – в отличие от крестьян и тяглых не платят никаких налогов ни государству, ни помещикам, получают зарплату за охрану границ, имеют собственные внешнеполитические связи, принимают беглых, совершают набеги на соседние страны (походы за зипунами)
Ход:
В мае 1667г. Разин во главе отряда из тысячи человек прорвался на Волгу, остановил царский караван и ограбил его. Затем по реке Яик подошел к Яицкому городку. Степан Разин хитростью захватил яицкий городок.
Перезимовав в яицком городке, Разин с отрядом в 2000 человек отправился на западный берег Каспия (Иран). Летом, разгромив Иранский флот, он возвращается в Астрахань. Он высаживается в Астрахани, его встречают как национального героя, но для властей он преступник. С 1670 г. движение начинает носить антифеодальный характер.
13 апреля 1670г. отряд Разина подошел к Царицыну (Волгоград) и без боя овладел им.
22 июня 1670г. также овладел Астраханью.
К населению Поволжья Разин обратился с «прелестными письмами». При этом Степан Разин использует самозванство и мистификаторство. Самара и Саратов сдаются без боя. Напуганное правительство объявляет мобилизацию и 60-тысячное войско наносит поражение Разину под стенами Симбирска.
3 октября 1670г. – Разин бежал на Дон, где и был выдан властям
4 июня 1671г. – Разина четвертовали
Итоги:
1. Разин стал легендой.
2. Движение носило царистский характер, имея направленность на дворцовый переворот.
3. Движение было слабо организованным. Отсутствовала четкая программа и регулярная армия
4. Наносило урон хозяйству и вело к колоссальным человеческим жертвам
5. Расшатывало моральные устои общества, нарушая одну из основных заповедей: «Не убий».