Области применения стандартов версии 2000.

Рассмотрим подробнее области применения стандартов версии 2000 г.

 

ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» содержит концепцию менеджмента качества, 8 принципов управления предприятием и терминологию.

ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системам качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим нормативным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Применяется для целей сертификации и аудита СМК.

ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержат методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности предприятия, то есть содержит практические рекомендации, касающиеся как результативности, так и эффективности системы менеджмента. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

ИСО 19011-2001 – стандарт, определяющий основные правила и процедуры оценки системы качества, методические указания по аудиту систем менеджмента качества и менеджмента окружающей среды.

Все вместе они образуют согласованную совокупность стандартов на системы менеджмента качества, содействующую взаимопониманию в национальной и международной торговле.

Цели, задачи выпуска стандартов серии ISO 9000:2000.

История прошедшего столетия свидетельствует, что побуж­дающей силой развития является конкуренция, а успех в конку­рентной борьбе обеспечивает эффективная система управле­ния. Если обобщить опыт развития менеджмента, то неоспоримо следует вывод: лидирующую позицию в итоге занимают пред­приятия и организации, поставившие во главу угла своей конку­рентной стратегии ориентацию на качество и создавшие систе­му управления как систему управления качеством. Повышение качества продукции в этой связи рассматривается как стратеги­ческая цель и как средство обеспечения жизнедеятельности, развития и процветания организации, которая сегодня должна признать свое положение как «субъект рынка», где в полной мере действуют закономерности рыночной экономики, борьба за выживание и «естественный отбор». А «выживание — дело добровольное» (Э. Деминг).

 

Качество подразумевает ориентацию на потребителя и должно быть соотнесено с требованиями потребителя и его ожи­даниями. Ориентация на потребителя подразумевает установ­ление его желаний и нужд. Это должно быть сделано посредст­вом анализа своего потребителя, изучения рынка. Затем следу­ет попытаться воплотить ожидания рынка в проекте и производстве продукции или услуги. Ориентация на потребите­ля не означает, что потребитель всегда прав. Тем не менее, пред­приятия должны слушать потребителя и должны понять, почему он имеет такие ожидания и такие потребности.

 

В связи со сказанным организация обеспечения качества на предприятиях приобретает особую остроту. Историческив ре­шении этой задачи на первом месте стоит создание и внедрение на предприятии системы менеджмента качества по моделям международных стандартов серии ISO 9000. При этом под системой качества в стандартах серии ISO 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления, и выполнение процессов.

Система качества по форме — это система документации, в которой установлены общие принципы обеспечения качества, требования к деятельности и ответственности каждого сотрудника в области качества; условия соблюдения заданных параметров каждого процесса и характеристик каждого объекта; методики контроля, обработки и анализа информации о качестве; программы обучения персонала в области качества и др.

 

Ситуации, в которых применяются нормы ИСО 9000.

 

В основном, нормы ИСО 9000 применяются в следующих ситуациях:

 

1. как методический материал при построении системы качества на предприятии. При этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить экономическую эффективность ее деятельности и, следовательно, её конкурентоспособность.

2. как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем. В этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии-поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 9000;