Планирование сферы внешнеэкономической деятельности

В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, оно может с учетом конкретных обстоятельств принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или ухода с рынка.

При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддержания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития.

Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 3). Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

Таблица 3. Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия по стадиям жизненного цикла товара

Элемент Стадии жизненного цикла
Внедрение Рост Зрелость Упадок
1. Размещение производства • в стране нововведения • в развитых странах • во многих странах • в основном в развивающихся странах
2. Размещение рынка • в основном в стране нововведения • попытки выхода на международные рынки • в основном в промышленно развитых странах • смещение на экспортные рынки • рост спроса • рост в развивающихся странах • спад в промышленно развитых странах • стабилизация спроса • в основном в развивающихся странах • экспорт развивающихся стран • общий спад спроса
3. Конкурентные факторы • почти монопольное положение • сбыт основан не на цене, а на уникальности • развитие качеств товара • рост числа конкурентов • снижение цен конкурентами • большая стандартизированность товара • число конкурентов уменьшается • повышение роли цены • цена — решающее условие • число производителей уменьшается
4. Технология производства • мелкосерийное • меры по улучшению качества товара • высокая трудоемкость и капиталоемкость • увеличение затрат капитала • более стандартизированные методы • крупносерийное производство с высокими затратами капитала • высокая стандартизация • требуется менее квалифицированная рабочая сила • низкоквалифици-рованная рабочая сила при крупносерийном механизированном производстве

В зависимости от того, какой товар — индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) — выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 4).

Таблица 4. Параметры рынков различных товаров, учитываемых при планировании внешнеэкономической деятельности предприятия

Параметр Товар ИП Товар ПН
Структура рынка Географическая децентрализация Географическая концентрация
Тип потребителя Массовый Небольшое число
Конкуренция Множественная Монополистическая
Тип товаров Относительно простой, стандартизированный Технически сложный, часто по индивидуальному заказу
Потребности, удовлетворяемые товаром Личные и семейные Производственные
Решение о покупке Принимается лично, часто спонтанно Принимается осторожно, коллективно
Мотивы покупки В основном эмоциональные В основном рациональные
Влияние рекламы Значительное Незначительное
Каналы товародвижения и сбыта Многоступенчатые, заканчиваются розничным продавцом Короткие, часто прямые: «продавец – покупатель»
Требования к сервису Не всегда решающие для покупки Очень существенные и решающие для покупки

 

Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, — создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., — занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.

1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

Для внедрения нового товара на рынке предусматривается формирование спроса и стимулирование сбыта (табл. 5).

Таблица 5. Планирование формирования спроса и стимулирования сбыта (по В.Е. Демидову)

Параметр рекламы Товар индивидуального потребления Товар промышленного назначения
1. Воздействие Комплексное и многоаспектное на многих людей Одноплановое, на одного человека или семью
2. Роль в обеспечении продажи Вспомогательная Решающая
3. Время для принятия решения о покупке До 2 лет Незначительное, минуты
4. Пробные продажи Редко проводятся, в малом объеме Обязательны в большом объеме
5. Связь покупки с рекламой Трудно проследить Легко заметить
6. Главный элемент рекламы Содержательность текста, информативность, правдивость Эмоциональность текста, простота для восприятия, образ товара мало связан с его потребительскими свойствами
7. Каналы распространения Специальные издания, адресная прямая рассылка Средства массовой информации, наружная реклама и др.

 

Весь процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия (рис. 5) включает в себя семь основных блоков (табл. 6).

Таблица 6. Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

№ блока Функции и их последовательность Краткое содержание
Выбор долгосрочных целей Рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д.
Оценка собственных возможностей Финансовых, производственных, ресурсных, сбытовых, научно-технических и др.
Изучение рынка Характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама, налогообложение и др.
Выбор альтернатив (стратегий) Определение методов достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий
Разработка тактики Выбор средств достижения целей на отдельных этапах внешнеэкономической деятельности
Формирование спроса и стимулирование сбыта Система введения на рынок новых товаров
Анализ и контроль Оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, корректировка действий, план действий в непредвиденных условиях

 

 

Тема 4. Стратегия выхода предприятия на внешний рынок.

Специфика деятельности предприятий и выбор стратегии выхода на внешний рынок. Экспорт и импорт как стратегии внешнеэкономической деятельности. Организация работы внешнеторговой фирмы (ВТФ). Посреднические услуги. Роль посредников в повышении эффективности внешнеэкономических операций. Виды посреднической деятельности. Международная выставочная деятельность как способ выхода предприятия на внешний рынок.