Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Государственное управление внешнеэкономической деятельнос­тью охватывает меры контрольно-регулирующего финансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного метода лежит механизм применения таможенной пошлины.

Таможенная пошлина — государственный денежный налог, взи­маемый с провозимых через границу данной страны товаров, имуще­ства, ценностей. Используемая в международной практике система таможенно-тарифного регулирования демонстрирует разнообразие таможенных пошлин.

Виды и критерии выделения таможенных пошлин

А. По товарному обращению

1. Ввозная (импортная) — пошлина, взимаемая при перевозке то­варов в таможенную зону. Импортные пошлины, т.е. налогообложе­ние ввозимых в страну товаров, используются наиболее часто.

2. Вывозная (экспортная) — пошлина, которой облагаются экс­портные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

3. Провозная (транзитная) — пошлина, взимаемая с товаров, пере­секающих национальную территорию транзитом. Международный транзит — это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства.

 

Схема международного транзита

Б. По основе начисления

1. Адвалорная — взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

2. Специфическая — взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара — массы, количества, площади, объема. Напри­мер:

· на основании массы, подлежащей таможенному обложению (кофе, табак);

· на основании длины в метрах (игровые фильмы);

· на основании количества в литрах (вино, коньяк).

3. Комбинированная — сочетает оба вида таможенного обложения. Она устанавливается в зависимости от стоимости, но с учетом фикси­рованной величины за единицу товара.

До Второй мировой войны, когда основная часть мировой торгов­ли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфически­ми. Практика применения специфических пошлин требует более де­тальной разбивки товаров по позициям, с тем чтобы каждый товар имел фиксированный уровень налогообложения. Их практическое ис­пользование не представляет технических сложностей. Специфичес­кими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы. В настоящее время 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных. Они более удобны при им­порте машинотехнических изделий, для которых свойственна значи­тельная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уро­вень защиты. Специфические и комбинированные пошлины обычно формируют так называемые пиковые ставки тарифов — наиболее вы­сокие таможенные барьеры.

В. По происхождению

1. Автономная — пошлина, устанавливаемая на основании одно­сторонних решений органов государственной власти страны. Ее став­ки могут быть изменены решением компетентного органа без согласо­вания со странами — внешнеторговыми партнерами.

2. Договорная (конвенционная) — пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (согла­шения). Она распространяется только на те товары, которые оговоре­ны в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

3. Преференциальная — льготная пошлина, вводимая в понижен­ных размерах для поощрения импорта определенных товаров из кон­кретных стран.

Право использования преференциальных пошлин получают стра­ны, входящие в экономические интеграционные группировки. Воз­можность получения односторонних преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установ­лена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран. Соответствующие тарифные льготы предусматривают отмену или снижение импортных пошлин на многие товары в развитых странах для поставщиков из государств, на которые распространяется преференциальный режим.

Но данное привилегированное положение содержит ограничения. Из подобных соглашений исключен ряд товаров; чаще всего это текс­тиль, кожа и изделия из нее, часы, электроника, продукция черной металлургии, обувь, нефтепродукты, обработанная сельскохозяйст­венная продукция. По таким товарам, как правило, применяется квота на освобождение от пошлины, выше которой таможенные сборы действуют вновь. По самым уязвимым товарам и против самых конкурентоспособных экспортеров вводятся «буферные» нормы, пре­пятствующие увеличению доли в импорте страны.

Механизм реализации ОСП вырабатывается странами-донорами в соответствии с индивидуальными схемами.

Г. По характеру применения

1. Специальная — пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих на­нести ущерб отечественным производителям подобных или непосред­ственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы стра­ны, со стороны других государств или их союзов.

2. Компенсационная — пошлина, накладываемая на ввоз тех това­ров, при производстве которых использовались субсидии, если их им­порт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

3. Антидемпинговая — пошлина, устанавливаемая для выравнива­ния цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.

Накоплен определенный мировой опыт применения антидемпин­говых пошлин. Они устанавливаются для выравнивания цен на ввози­мые товары до уровня, считающегося нормальным. Демпингом счита­ется ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного то­вара. Она определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспорти­рующей стране или стране его происхождения. Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравне­ния выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.

Первым документом антидемпингового законодательства явилось Генеральное со­глашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Статьей VI этого Соглашения предо­ставлено право при определенных условиях использовать антидемпинговые меры для защиты от поставок по демпинговым ценам. Первое Соглашение по интерпретации ст. VI ГАТТ, получившее название «Антидемпинговый кодекс», было принято на Же­невской конференции ГАТТ в 1967 г. Ратифицированное большинством развитых стран, оно вступило в силу в 1968 г. В этом документе раскрыты основные процедурные правила, связанные с применением антидемпинговых мер. В ходе очередных перегово­ров представители ЕЭС добились введения в Антидемпинговый кодекс 1979 г. положе­ния о том, что демпинг должен рассматриваться как основная причина ущерба. Позд­нее в антидемпинговой системе начинает использоваться принцип двойного стандарта, отражающий более подробное определение демпинга в отношении товаров из стран с нерыночной экономикой. Антидемпинговый кодекс 1994 г. содержит детальные нормы, регулирующие процедуры инициирования расследования, расчета демпинговой разницы, установления факта нанесения ущерба или угрозы его нанесения, а также требование о пересмотре антидемпинговых мёр в течение пяти лет.

Статья VI ГАТТ и Антидемпинговый кодекс 1968, 1979, 1994 гг. оказали влияние на современную практику применения антидемпинговых пошлин.

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускае­мого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Поня­тие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка та­моженной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответ­ствие между двумя структурными элементами — товарной номенкла­турой и ставками таможенных пошлин.

Первоначально в мировой практике применялась одна ставка пошлины и тариф был одноколонным (простым). При таком тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Например, в начале XX в. в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, в Египте — 8%. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структу­ры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанав­ливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать таможенные пошлины диффе­ренцирование в зависимости от торгово-политического режима, при­меняемого к конкретной стране, группе стран, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

• минимальные (базовые);

• преференциальные;

• максимальные (генеральные).

Расхождение национальных систем внешнеэкономического регу­лирования является препятствием для международной торговли. Уни­фикацией таможенных процедур занимается международная органи­зация — Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992 г. является Россия. В рамках этой организации разработан ряд конвенций, устанавливающих еди­ные правила таможенно-тарифного регулирования. В частности, со­здана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), принята Конвенция по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур. Гармонизированная система играет важ­ную роль в таможенно-тарифном регулировании экспортно-импорт­ных операций и их статистическом учете.

Основными элементами номенклатуры Гармонизированной сис­темы (НГС) являются система классификации и система кодирова­ния. Система кодирования позволяет представить информацию в удобной для сбора, передачи и обработки форме, приспособить зако­дированную информацию к обработке на ЭВМ, обеспечить использо­вание определенных методов поиска, сортировки и суммирования данных.

 

8.Таможенная статистика ВЭД России – это основной аналитический инструмент, дающий полную информацию по статистике импорта-экспорта, включая объем импорта-экспорта и все остальные показатели, позволяющие выполнить анализ импортно-экспортных операций с высокой степенью достоверности. Объективная картина ситуации на рынке и довольно точные данные о конкурентах - главные причины, из за которых таможенная статистика довольно успешно используется маркетологами.

Таможенные представители ведут сбор и обработку данных по внешней торговле товарами в соответствии с методами комиссии таможенного союза и образующих таможенную статистику. Таможенная статистика содержит данные не представляющие государственную, коммерческую либо иную тайную информацию и является ценным источником получения данных по состоянию и развитию рынков товаров, а так же основным поставщикам.

При выполнении кабинетных маркетинговых исследований информация должна браться только из достоверных статистических источников. Таможенная база данных ВЭД России является одним из таких надежных источников, имеющихся в нашем распоряжении.

 

 

Таможенная статистика ВЭД представляет собой:

базу данных грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных при импорте-экспорте товаров. База содержит в себе статистическую информацию о всем спектре товарных позиций и дает возможность наблюдать не только за объемом импорта-экспорта, но и отслеживать динамику процессов, происходящих на рынке внешней торговли. Таможенная статистика представлена всеми товарными позициями в соответствии с классификатором ТН ВЭД и позволяет безошибочно определять динамику изменений развития большинства товарных рынков. Подробно анализируя таможенную статистику, можно получить много полезной информации для принятия решения о возможности ведения успешного бизнеса в низкоконкурентной нише как в РФ, так и за рубежом.

Цели таможенной статистики:

Таможенная статистика импорта-экспорта дает возможность судить об общем состоянии внешней торговли РФ, об объемах импорта-экспорта конкретных товаров, их динамике поставок, колебаниях цен и основных транспортных потоках. Также, таможенная статистика позволяет проследить тренды рынка по отдельным товарам или компаниям за длительный период времени, начиная с конца 90-х годов. Влияние сезонного фактора на объемы экспорта и импорта. Кроме того, статистика импорта-экспорта обогащает маркетинговые исследования дополнительными сведениями по цене товаров при импорте-экспорте и позволяет подробно проанализировать деятельность конкурентов. На основе таможенной статистики можно так же наиболее конкурентоспособные регионы экспорта - импорта продукции и их показатели.

Наша таможенная статистика импорта-экспорта содержит информацию о таможенных постах при пересечении границы, странах – импортерах-экспортерах, дате оформления товара, условиях поставки, таможенной стоимости товаров при экспорте-импорте и т.д. Анализ экспорта и импорта большого ассортимента товаров позволяет выбрать для анализа перспективности бизнеса самые конкурентоспособные товары, а также статистика импорта (экспорта) позволяет выбрать наиболее перспективных деловых партнеров.

Обновляется таможенная статистика ежемесячно.

В каких случаях необходима таможенная статистика:

· при планировании расширения существующего предприятия, увеличение присутствия компании на внутренних и внешних рынках;

· осуществление какую-либо деятельность, связанной с таможенными услугами (грузоперевозки, консалтинг и пр.);

· создание нового бизнеса, связанного с производством продукции и ее экспортом или импортом;

· разработка и планирование маркетинговых стратегий выхода на новые рынки;

· практическое подкрепление теорий практической передовой аналитикой;

· анализировании информации по внешнеэкономической деятельности.


Таможенная статистика содержит объективные, достоверные и актуальные данные по ситуации и развитию рынка конкретного товара. Могут использоваться делать анализ состояния дел конкурентов. Находить потенциальных и проверенных поставщиков.