Контроль качества моторных масел.
Классификация моторных масел
Таблица 12.2 – В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е.
Группа масла по эксплуатационным свойствам. | Рекомендуемая область применения | |
А | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели. | |
Б | Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников. |
Б2 | Малофорсированные дизели. | |
В | В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений. |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышение требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений. | |
Г | Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению. |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений. | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1. |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений. | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной способностью, лучшими противоизносными свойствами. |
Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы. |
Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использованиякак в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют.
Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе – в карбюраторных двигателях.
Классификация моторных масел – API (США и Европа). Масла для бензиновых и дизельных двигателей классифицируются в зависимости от содержания в них пакета присадок и определяемых или моторных свойств по категориям в соответствии с требованиями Американского Нефтяного Института – API разработанными совместно API, SEAиASTM (Американское Общество Испытания Материалов).
Масла для дизелей.
APICC2– для умеренного и тяжелого режимов эксплуатации дизелей без наддува – в настоящее время снимется с производства.
APICD3для тяжелых режимов эксплуатации, для дизелей с поддувом. Защищает от высоко- и низкотемпературных отложений, износа, ржавчины и коррозии. Удовлетворяет общим требованиям двигателестроителей 1960-1990гг. в настоящее время снимается с производства, заменяется маслами группы CF.
APICE – для тяжелых режимов эксплуатации дизелей с турбонаддувом, выпускаемых с 1983г., может заменять масло СС.
APICF улучшенные характеристики по сравнению с маслом CD, рекомендуется при использовании высокосернистых топлив.
APICF-4 для высокоскоростных четырехтактных дизелей, выпускаемых с 1990г.
APICG-4 и CH-4 для дизелей выпуска 1995г. и далее предназначается для малосернистых топлив и удовлетворяет требованиям Стандарта по эмиссии выхлопа.
Зарубежная классификация предусматривает разделение моторных масел, во-первых, по напряженности условий их работы в двигателе – классификация APIи во-вторых, по вязкости – классификация SAE.
В обозначении зимних сортов дополнительно вводится буква W. Всесезонные масла обозначаются сдвоенными номерами шкалы SAE, например SAE 5W/30, это означает, что масло при повышенных температурах имеет такую же вязкость, как масло SAE30, а при низких температурах его вязкость не превышает вязкости зимнего масла SAE5.
Таблица 12.3 – Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификацииSAEJ300 JUN87.
Класс вязкости | Класс по SAEJ300 JUN87 | Класс вязкости | Класс по SAEJ300 JUN87 |
33 | 5W | 33/8 | 5W-20 |
43 | 10W | 43/6 | 10W-20 |
53 | 15W | 43/8 | 10W-20 |
63 | 20W | 43/10 | 10W-30 |
53/10 | 15W-30 | ||
53/12 | 15W-30 | ||
53/12 | 15W-30 | ||
63/10 | 20W-30 | ||
63/14 | 20W-40 | ||
63/16 | 20W-40 | ||
Таблица 12.4 – Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам.
Группа масел по стандарту | Классификация API | Группа масел по стандарту | Классификация API |
А | SB | Г1 | SE |
Б | SC/CA | Г2 | CC |
Б1 | SC | Д | CD/SF |
Б2 | CA | Д1 | SF |
В | SD/CB | Д2 | CD |
В1 | SD | Е | CF-4S |
В2 | CB | Е1 | SG |
Г | SE/CC | Е2 | CF-4 |
Примеры обозначения моторных масел
М-8-В1
Где М – моторное масло 8-класс вязкости, В1 – масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М-63/10-В
где М – моторное масло, 63/10 – класс вязкости, В-универсальное масло для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей;
М14Д(ЦЛ20)
Где М – моторное масло, 14 – класс вязкости, Д – масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, ЦЛ – масло используется вциркуляционной и лубрикаторныхсистемах смазки, 20 – щелочное число.
Литература: [14], [19], [1].
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие процессы проходят продукты перегонки нефти для изготовления масла?
2. Назовите основные физико-химические свойства масел.
3. Как подразделяются моторные масла по эксплуатационным свойствам?
4. Какое свойство масла взято в качестве основного критерия в классификации SAE?