Контроль качества моторных масел.

Классификация моторных масел

Таблица 12.2 – В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е.

Группа масла по эксплуатационным свойствам. Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели.
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников.
Б2 Малофорсированные дизели.
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений.
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышение требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений.
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1.
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной способностью, лучшими противоизносными свойствами.
    Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы.

Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использованиякак в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют.

Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе – в карбюраторных двигателях.

Классификация моторных масел – API (США и Европа). Масла для бензиновых и дизельных двигателей классифицируются в зависимости от содержания в них пакета присадок и определяемых или моторных свойств по категориям в соответствии с требованиями Американского Нефтяного Института – API разработанными совместно API, SEAиASTM (Американское Общество Испытания Материалов).

Масла для дизелей.

APICC2– для умеренного и тяжелого режимов эксплуатации дизелей без наддува – в настоящее время снимется с производства.

APICD3для тяжелых режимов эксплуатации, для дизелей с поддувом. Защищает от высоко- и низкотемпературных отложений, износа, ржавчины и коррозии. Удовлетворяет общим требованиям двигателестроителей 1960-1990гг. в настоящее время снимается с производства, заменяется маслами группы CF.

APICE – для тяжелых режимов эксплуатации дизелей с турбонаддувом, выпускаемых с 1983г., может заменять масло СС.

APICF улучшенные характеристики по сравнению с маслом CD, рекомендуется при использовании высокосернистых топлив.

APICF-4 для высокоскоростных четырехтактных дизелей, выпускаемых с 1990г.

APICG-4 и CH-4 для дизелей выпуска 1995г. и далее предназначается для малосернистых топлив и удовлетворяет требованиям Стандарта по эмиссии выхлопа.

Зарубежная классификация предусматривает разделение моторных масел, во-первых, по напряженности условий их работы в двигателе – классификация APIи во-вторых, по вязкости – классификация SAE.

В обозначении зимних сортов дополнительно вводится буква W. Всесезонные масла обозначаются сдвоенными номерами шкалы SAE, например SAE 5W/30, это означает, что масло при повышенных температурах имеет такую же вязкость, как масло SAE30, а при низких температурах его вязкость не превышает вязкости зимнего масла SAE5.

 

Таблица 12.3 – Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификацииSAEJ300 JUN87.

Класс вязкости Класс по SAEJ300 JUN87 Класс вязкости Класс по SAEJ300 JUN87
33 5W 33/8 5W-20
43 10W 43/6 10W-20
53 15W 43/8 10W-20
63 20W 43/10 10W-30
53/10 15W-30
53/12 15W-30
53/12 15W-30
63/10 20W-30
63/14 20W-40
63/16 20W-40
   
   

 

Таблица 12.4 – Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам.

Группа масел по стандарту Классификация API Группа масел по стандарту Классификация API
А SB Г1 SE
Б SC/CA Г2 CC
Б1 SC Д CD/SF
Б2 CA Д1 SF
В SD/CB Д2 CD
В1 SD Е CF-4S
В2 CB Е1 SG
Г SE/CC Е2 CF-4

 

Примеры обозначения моторных масел

М-8-В1

Где М – моторное масло 8-класс вязкости, В1 – масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

М-63/10-В

где М – моторное масло, 63/10 – класс вязкости, В-универсальное масло для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей;

М14Д(ЦЛ20)

Где М – моторное масло, 14 – класс вязкости, Д – масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, ЦЛ – масло используется вциркуляционной и лубрикаторныхсистемах смазки, 20 – щелочное число.

 

Литература: [14], [19], [1].

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие процессы проходят продукты перегонки нефти для изготовления масла?

2. Назовите основные физико-химические свойства масел.

3. Как подразделяются моторные масла по эксплуатационным свойствам?

4. Какое свойство масла взято в качестве основного критерия в классификации SAE?