Особая роль – «отсроченного воспроизведения» в осмыслении материала.
Младшего школьника
Особенности развития познавательных процессов
ВОСПРИЯТИЕ
Освоение учебной деятельности основано на высоком уровне развития произвольного восприятия (см. словарь терминов). На восприятии предметов, объектов, зачастую, имеющих малую внешнюю привлекательность. Первоклассник должен научиться выделять объект, основываясь не на внешней привлекательности (как это было на предыдущем этапе развития), но на содержательности объекта.
Учитель должен научить ребёнка технике восприятия, ознакомить с приёмами восприятия объекта разными сенсорными системами(совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды), сформировать умения наблюдения за объектами, которое впоследствии должно преобразоваться в свойство личности (наблюдательность).
ПАМЯТЬ
Запечатление, сохранение и воспроизведение информации становится для многих младших школьников проблемой в связи с отсутствием у них знаний мнемонических техник и умений их использования. В этом случае дети вынуждены пользоваться сформированными у них умениями т.н. «механического запечатления». Однако большие объёмы, необходимые для запоминания, вызывают в этом случае у ребёнка большие затруднения. По приёмам запоминания выделяются 2 направления:
· приемы осмысленного, рационального запоминания (группировка по смыслу, сопоставление смыслов, деление текста на части, составление плана и т.п.);
· приемы воспроизведения, распределенного во времени, а также приемы самоконтроля за результатами запоминания.
Самостоятельно учащийся младших классов не способен овладеть рациональными приёмами заучивания, т.к. овладение этими приёмами основано на высоком уровне развития функций мышления: анализа, синтеза, сравнения.
Воспроизведение также является сложным в освоении видом деятельности, т.к. оно основано на уровне развития мышления и самоконтроле, который проходит в своём развитии несколько этапов:
· заучивание путём многократного повторения материала;
· контроль через узнавание («заглядывание» в учебник);
· сформированная потребность в воспроизведении (от запоминания стихотворения к любому заучиванию).
Ко 2-3 классу развивается произвольное запоминание.
ВНИМАНИЕ
Без высокого уровня развития произвольного внимания невозможно успешное обучение.
На развитие произвольного внимания младшего школьника могут оказывать влияние следующие действия: специально организованная проверка ошибок, применение специальных внешних средств при фонетическом анализе, составление схем, рисунков, чертежей и т.п. Данная деятельность способствует овладению детьми постановки и достижения цели, что имеет огромное значение в развитии индивидуума, личности.
У младшего школьника могут развиваться все параметры(виды)внимания: объём (количество объектов, которые охватываются вниманием, одномоментно, одновременно), распределение (способность сосредоточенно воспринимать несколько разнородных процессов одновременно), переключение (сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное изменение направления сознания с одного предмета на другой) и др.
ВООБРАЖЕНИЕ
Значимую роль в обучении, играет т.н. воссоздающее воображение,которое, в свою очередь, базируется на представлении. Развитие представления зависит от накопленных впечатлений, опыта ребёнка.
Т.о. ребёнок к 3 классу способен создавать новые образы, и отражать их в сочинении, в том числе музыкальном.
МЫШЛЕНИЕ
У ребёнка младшего школьного возраста продолжает развиваться наглядно-образное, наглядно-деятельностное мышление (как и у дошкольников).
Однако процесс обучения активно стимулирует развитие абстрактного мышления, т.к. ребёнок учится выполнять действия, умственные операции с числами, изучать состав слова, усваивать абстрактный учебный материал, устанавливать связи и отношения между предметами и т.п.
Ребёнок младших классов современной школы способен:
· усваивать и применять элементы алгебры для установления отношений между величинами (буквенное обозначение);
· формировать научные понятия (от установления свойств объекта к выделению существенных свойств группы предметов, объектов).
В процессе обучения развиваются все функции мышления, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Особенности развития сравнения:
· операция сравнения является сложной для освоения первоклассником и требует вдумчивого отношения педагога;
· легче и быстрее ребёнок осваивает операцию различения;
· устанавливая сходство, на первом этапе ребёнок выделяет лишь самые яркие и существенные признаки;
· первоклассники путают выделения общих признаков предметов с последовательным перечислением свойств предметов.
Развитие форм мышления: от решения отдельной задачи – к отвлечённым, индуктивным умозаключениям – и, значительно позже, к освоению дедукции.
Этапы освоения дедуктивного метода:
· выявление связи частного с общим вне отражения существенных связей;
· объяснение наблюдаемых частных случаев на основе усвоения общих выводов;
· объяснение разных, даже не встречаемых ранее случаев, на основе усвоения общего вывода.
Освоение дедуктивных методов сопровождается процессами свертывания, которые дают возможность впоследствии сложные умозаключения проводить в умственном плане.