Возрастные периоды: младший школьный возраст

ТЕМА 4

Литература

 

1. Абрамова Г.С. Психология развития: Учеб. пособие. М., 2000.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М., 2000.

3. Блонский П.П. Педология. М., 1934.

4. Божович Д.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. СПб., 2001.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: класси­ческие труды. М., 1996.

7. Давыдов В. В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии//Вопросы философии, 1981, № 12.

8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003

9. Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. М., 2000.

10. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.

11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная (детская) психология: Учебник. М., 2010.

13. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. ст. / Сост. и ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001.

14. Психоанализ детской сексуальности / З.Фрейд, К.Абрахам, К.Г. Юнг и др.: Пер. с нем. / Под ред. В.А. Лукова. СПб., 1997.

15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воро­неж, 1996.

Начальный этап обучения (период привыкания) в школе характеризуется: снижением концентрации внимания, неустойчивостью внимания, ребёнок часто отвлекается на занятии (?!).

В то же время, велика потребность в движении, игре, что способствует утомлению ребёнка. В связи с этим педагог должен иметь знания для правильной организации досуга младшего школьника.

 

К 3 классу для ребёнка значимую роль играет коллектив. В связи с этим, в задачи учителя непременно должно входить создание настроя коллектива на учение!

Ещё одной особенностью данного этапа является, как писала Л.И. Божович, стремление к исследованию, познанию окружающего мира. При этом это стремление, как и в целом, весь процесс обучения, происходит в процессе общения ребёнка с учителем и другими детьми.

Общение является основным в данный период его развития.

Особенности общения: в учебной деятельности, на начальном этапе обучения в школе, ребёнок своё отношение к другим детям формирует через учителя (его обращение, похвалу другим детям). В связи с этим, педагог должен организовать процесс общения во внеклассной работе.

 

Во 2-3 классе значимость учителя несколько ослабевает, а авторитет других детей начинает возрастать. Формируются так называемые «малые группы». Учитель должен быть «в курсе» формирующихся идеалов внутри этих групп и лидеров этих групп.

Эмоционально-волевая сторона активно развивается в данном возрасте.

Неигровой вид деятельности (учение) требует от ребёнка большей сдержанности в проявлениях чувств, а участие в конфликтных ситуациях способствует развитию нравственных чувств. Однако возникшие в данном возрасте чувства далеко несовершенны – ребёнок часто ошибается в своих оценках мимики, жестов, чувств других людей, что способно привести к неверной оценки и неадекватному поведению.

В данном возрасте активно развивается речь ребёнка, которую ребёнок использует для выражения своих эмоций, нравственных и эстетических чувств.

 

Новообразованием младшего школьного возраста исследователи признают волю.

Произвольность является необходимым условием успешного обучения, а также развития таких нравственных качеств, как честность, чувство долга, коллективизм.