План анализа техники спора

Литература

Литература

Литература

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.Раздел 5, гл.4.

2. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема IV.

3. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел V, гл. 3.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. М.И. Максимова. М., 2000. Гл. Ш, с. 107 – 108, 128 – 138.

Тема 7. Риторика и лингвистическая прагматика (2ч.)

1. Лингвистическая прагматика. Основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, дискурс).

2. Понятие речевого действия (акта). Типы речевых действий и типы дискурса.

3. Структура речевой коммуникации.

4. Сообщение прямое и косвенное (метасообщение).

Синонимия терминов «общение» и «коммуникация». Прагматика как наука, изучающая отношение языковых знаков к их пользователям. Предмет лингвистической прагматики – язык «в действии, в живом функционировании».

Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, дискурс. Речевое событие = речевая ситуация + дискурс.Событие – «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни». Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь». Речевая ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, т.е. условия, обстановка и коммуниканты.

Речь всегда может быть понята как поступок. Типы речевых действий и типы дискурса. Сообщить, информировать – сообщение информации – информирующий дискурс. Высказать и доказать свое мнение – убеждение – аргументирующий дискурс. Побудить к действию – побуждение – агитирующий. Обсудить проблему вместе с партнером, найти вместе с ним истину – поиски смысла – эвристический. Выразить свое видение добра и зла – оценка – эпидейктический. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения – игровые речевые акты – гедонистический. Выразить и возбудить эмоции – эмотив – поэтический, художественный.

Схема коммуникативного акта К. Шеннона и Р. Якобсона. Структурные компоненты: адресант, адресат, сообщение, референция, код, контекст, обратная связь, коммуникативная интенция (намерение, желание вступать в общение с другими людьми), цели (ближайшие и долговременные), роли (социальные, психологические, ситуативные). Сообщение – текст. Референция – содержание сообщения. Код – язык, который используют участники коммуникации. Контекст – условия, обстановка.

Фатическая и информативная речь.Фатическое общение – «общение ради общения»; цели – установление контакта, поддержание контакта, высказаться, чтобы быть понятым. Информативное – обмен информацией, усилия коммуникантов направлены на совместное решение вопроса, задачи.

Поддерживающий и неподдерживающий стили поведения.Поддерживающий – прямое выражение поддержки, использование приемов активного слушания, собеседник начинает ценить себя, ощущает свою значимость. Неподдерживающий – тема, предложенная одним из участников, не поддерживается другим; высказывания, содержащие противоречия между вербальным и невербальным содержанием, свидетельствуют о неподдержке; подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения.

Прямые и косвенные высказывания (метасообщения). Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Например, «Холодно» - «Закройте, пожалуйста, окно», «Не снимайте верхнюю одежду», «Знобит, плохо себя чувствую», «Купаться нельзя, вода в реке холодная» и др. Намёк, ирония, притча – традиционные форма метасообщений.

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Гл. 4.

2. Михальская А.К., Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 50 – 72.

3. Пиз Аллан. Язык разговора. М., 2001.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000. Гл. 1.

Тема 8. Эффективность речевой коммуникации (2ч.)

1. Принцип коммуникативного сотрудничества.

2. Стратегии и тактики речевого поведения.

3. Законы, правила и приемы общения.

4. Эффективное речевое воздействие. Психологические принципы оказания влияния на человека. Каналы, механизмы и законы восприятия.

5. Приемы рефлексивного слушания.

Эффективность речевой коммуникации. Принцип кооперации Г.П.Грайса и максимы, его реализующие: максима количества, максима качества, максима отношения, максима способа. Каждый из участников диалога на определенном этапе разговора должен вносить тот коммуникативный вклад, которого требуют цели и задачи общения. Максима количества: говори столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Максима качества: говори правду. Максима отношения: не отклоняйся от темы. Максима способа: выражайся ясно.

Принцип Вежливости Дж. Н. Лича. Максимы Дж. Н. Лича (максима такта – максима границ личной сферы: частная жизнь, вкусы, великодушия – максима необременения собеседника, максима одобрения – не судите да не судимы будете, скромности – неприятия похвалы в свой адрес, согласия – отказ от конфронтации для совместного решения вопроса, максима симпатии – максима благорасположения).

Стратегии и тактики русской речи.Стратегии и тактики – коммуникативные приемы, направленные на установление взаимопонимания между коммуникантами. Стратегия направлена на достижение долговременных результатов. Тактика – на достижение ближайших целей. Кооперативные и некооперативные стратегии. Стратегия и тактики уговаривания (уговоры, просьба, убеждение). Стратегия и тактики дискредитации (оскорбление, издевка, обвинение). Эмоционально настраивающие тактики: комплимент. Стратегия самопрезентации.

Законы общения. Закон отзеркаливания: собеседник в процессе разговора имитирует стиль поведения своего партнера (темы, жесты, акустические характеристики звучащей речи). Закон возрастающего нетерпения слушателей: чем дольше говорит оратор, тем большее нетерпения и невнимание проявляют его слушатели. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера: чем больше аудитория, тем ниже средний уровень интеллекта слушателей («эффект толпы»). Закон искажение информации при ее передаче: информация при передаче в группе общения искажается. Закон коммуникативного самосохранения: человек старается сохранить достигнутое им на определенный момент коммуникативное равновесие (непривычная информация отвергается, не принимается критика в свой адрес). Закон ритма общение: соотношение времени молчания и говорения в человеческом общении. Закон речевого поглощения эмоций («поплакаться в жилетку»): при связном рассказе о переживаниях, эмоциях слова, как губка, впитывают эти эмоции, переживания.

Понятие речевого воздействия. Механизмы восприятия и понимания. Каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Стереотипизация и индивидуализация как механизмы восприятия партнера по коммуникации. Стереотипизация – поиски сходства; того, что объединяет воспринимаемый объект с представителями той социальной группы, к которой он относится. Индивидуализация – поиски отличий; того, что отличает данного человека от представителей той социально-демографической группы, к которой он относится.

Децентрация как «механизм преодоления эгоцентризма»: способность взглянуть на ситуацию глазами партнера.

Психологические принципы оказания влияния на человека: принцип контраста (если два предмета различаются, человек склонен преувеличивать эти отличие), принцип взаимного обмена (за оказанную услугу, даже непрошеную, стремимся отплатить каким-либо образом), принцип социального доказательства (если затрудняемся, как поступить в той или иной ситуации, смотрим, как делать другие в подобных ситуациях), принцип благорасположения (внешне привлекательные люди внушают доверие) и ссылка на авторитет (в людях сильна вера в авторитеты).

Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, принуждение. Убеждение и манипулирование.Манипулирование – использование партнера по коммуникации как средство достижения своих целей.

Виды слушания: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое. Приемы рефлексивного (активного) слушания: выяснение («извините, я вас не понял», «не повторите ли еще раз»), перефразирование («другими словами вы считаете, что …», «как я вас правильно понял, вы считаете, что …»), резюмирование («подведем итоги сказанному …»), отражение чувств («я вижу, что вы огорчены … обрадованы … обеспокоены»). Эмпатия – сочувствие, сопереживания.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.К. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Гл. 4.

2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

3. Пиз Аллан. Язык разговора. М., 2001.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000. Гл. 1.

5. Стернин И.А. Культура делового общения. Воронеж, 2002.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.Раздел 2, гл.2.

Тема 9. Техника речи. Невербальные средства общения (2ч.)

1. Акустические характеристики звучащей речи: тон, интенсивность, темп, тембр.

2. Назначение интонации. Типы интонации.

3. Разновидности пауз.

4. Мимика и жестикуляция. Поза и «манеризмы».

Голосообразование – сложный многофункциональный процесс. Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: сила звука; посыл звука; подвижность, гибкость голоса; тембр голоса; полетность звука; выносливость, малая утомляемость голоса.

Тон. Когда говорят о тоне, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Большим недостатком считается монотонность.Интенсивность звучания зависит от напряжения и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Темп речи – скорость произнесения речевых элементов. Нормальный темп речи около 120 слов в минуту. Тембр – это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др. Тон голоса, сила (интенсивность) звучания, длительность звучания и тембр – это четыре компонента интонации. Интонация - сложное явление. В языке существуют определенные типы интонации. В русском языке их семь.

Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Два стиля произношения: полный (выговариваем каждый звук, каждое слово); неполный, разговорный (в неофициальной обстановке).

Дыхание, обслуживающее речь, называют фонационным дыханием. Оно характеризуется активностью, организованным выдохом, распределением выдоха, добором дыхания в процессе речи.

Пауза – временная остановка звучания. Пауза хезитации, т.е. пауза обдумывания, размышления. Интонационно-логические (отделяют один речевой такт от другого), интонационно-синтаксические (соответствуют знакам препинания в письменной речи), ситуативные паузы (вызваны ситуацией), психологические (способствуют эмоциональному воздействию на адресата), физиологические паузы (нехватка воздуха).

Невербальные средства общения. В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические (жест предельности, жест интенсивности, жест отказа, отрицания, жест противопоставления, антонимичности, жест разъединения, расподобления, жест объединения, сложения). Механические жесты («манеризмы» - непроизвольные движения) отвлекают внимание слушателей от содержания речи, нередко являются результатом волнения и неуверенности говорящего. Это может быть: почесывание; человек трогает себя за нос или за уши; поправляет волосы или одежду; отбрасывает волосы со лба; комкает платок; покачивается вперед-назад; нервно смеется; морщит нос, лоб и др.

Жестикуляция оратора. Выделяют три «ступени» подвижности, определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так называемые «малое», «среднее» и «большое» движения. При «малом» - рука не выше уровня локтя. «Среднее» - руки двигаются в пределах линии плеч, не выше. «Большое» - допускается поднимание руки до уровня головы и выше. Поза – говорящий стоит прямо, одна нога несколько выдвинута, центр тяжести перенесен на другую ногу; можно делать шаг-другой в сторону, подойти ближе к аудитории.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998. Раздел IV. Раздел I, гл. 4.

2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1.

3. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема VII.

Тема 10. Искусство спора (2ч.)

1. Понятие спора. Классификация споров.

2. Культура спора.

3. Важнейшие тактики и приемы спора.

4. Ошибки и уловки в споре.

5. Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов.

Владение полемическим мастерством предполагает: во-первых, понимание сущности спора, его разновидностей; во-вторых, умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы; в-третьих, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента; в-четвертых, умение убеждать, т.е. вселять в собеседника уверенность в том, что истинность тезиса, выдвигаемого вами, доказана; в-пятых, знание и использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника; в-шестых, соблюдение основных требований культуры спора.

Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже. Обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения («Культура русской речи» п/ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева).

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. При этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны («Русский язык и культура речи» п/ред. В.И. Максимова).

Диспут – публичное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных проблем; дискуссия – вид спора, в ходе которого рассматривается какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения; дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам; полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Споры диалектические и эристические. Классификация споров. Факторы, влияющие на характер и особенности спора: цель, социальная значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора. Виды спора по цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора; по количеству участников: монолог, диалог, полилог; по форме проведения спора: устный и письменный; споры организованные и неорганизованные.

Предпосылки возникновение спора: сформирована и получила всеобщее признание важная проблема; предложено хотя бы одно решение этой проблемы.

Участники спора: пропонент и оппонент. Две основные стратегии спора: конструктивная и конфликтная. Тактика пропонента («нападение»): прямое обращение к адресату со своим тезисом, который подтверждается прямыми доказательствами; прием «опроса-допроса»; использование «вопросов-капканов». Тактика оппонента («защита с переходом в наступление»): метод «да, но …»; «метод кусков»; «метод суммирования».

Структура вопроса: матрица – информация, на которой основан вопрос, информация, которая в нем содержится; неизвестная переменная вопроса – информация, на отсутствие которой указывается в вопросе.

Классификация вопросов: ли-вопросы (Правда ли, что Билли Гейтс является основателем компании …?) и что-вопросы (что? где? когда? сколько? какой? для чего?); простые (Каковы финансовые активы вышей компании? – одна матрица и одна неизвестная переменная) и сложные (Каковы финансовые и материальные активы вашей компании? Кто и когда создал вашу компанию?) вопросы; открытые (как? почему? каким образом? зачем? – нуждаются в объяснениях, в развитии) и закрытые вопросы (кто? когда? где? который? – требуют односложного ответа); корректные (правильные) и некорректные (Кто был первым императором США? Как вам нравится этот банк? Сколько весит мысль об одном долларе?) вопросы; благожелательные и неблагожелательные. Виды ответов («ошибка многих вопросов», иронизирование над вопросами своего оппонента, «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит»). Ответы: истинные/ложные, прямые/косвенные, краткие/развернутые, полные/неполные.

Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм; «доведение до нелепости», «сведение к абсурду» (цель - показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности); «возвратный удар» (приём бумеранга), подхват реплики; атака вопросами; «апелляция к публике» (цель – повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы); «довод к человеку» (оцениваются достоинства и недостатки человека).

Уловки в споре: «оттягивание возражения» - позволительная уловка (задаются уточняющие вопросы, начинают ответ издалека, начинают опровергать второстепенные аргументы); ставка на ложный стыд (Вам, конечно, известно, что наука давно установила … Неужели вы до сих пор не знаете?), «подмазывание аргумента» (Вы, как человек умный, не станете отрицать … Человек недостаточно образованный не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы … ), ссылка на возраст (Вот доживите до моих лет, тогда и судите), образование (Сначала получите диплом, а потом и поговорим), положение (Займете мое место, тогда и рассуждать будете), «карманный» аргумент (перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда), «чтение в сердцах» (Вы говорите из жалости к нему. Вы преследуете личные интересы), оскорбления и др.

· Определите вид спора.

· Охарактеризуйте предмет спора.

· Охарактеризуйте тезис и контртезис.

· Охарактеризуйте основные качества участников спора.

· Какая стратегия воздействия на оппонента выбрана каждым, что преобладает: доказывание, убеждение, уговаривание, защита, опровержение, принуждение?

· Какие аргументы для доказывания и опровержения используются оппонентами сильные или слабые?

· Какие приемы защиты в споре использует каждый из оппонентов: ирония, юмор, сатира, убийственный аргумент, эффективное сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода, возвратный удар (бумеранг), подхват реплики, гневная отповедь, контрпример, оттягивание ответа, сведение к абсурду, опровержение ложного тезиса фактами, аргумент к авторитету и др.?

· Какие вопросы использовались оппонентами в споре?

· Какие виды ответов использованы в споре?

· Какие уловки были использованы каждым из оппонентов? Какие из них дозволенные? какие недозволенные? Как оппоненты разоблачали эти уловки?

· Как завершается спор?