Введение

Содержание

Публичная речь для юристов

Публичная речь для юристов

 

Конспект лекций по спецкурсу

(для студентов юридического факультета)

 

Федеральное агентство по образованию

 

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

 

 

 

Конспект лекций по спецкурсу

(для студентов юридического факультета)

 

 

Изд-во Омск

ОмГУ 2010

 

 

Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ

Утверждена кафедрой Теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета ОмГУ

 

 

Публичная речь для юристов: Конспект лекций по спецкурсу (для студентов юридического факультета) / сост. Т.С. Глушкова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2010. – 48с.

 

© Омский госуниверситет, 2010

 

 

Введение ………………………..................................................... 4

Тематический план ……………………………………………… 5

Темы и краткое содержание лекционных занятий …………… 10

Рекомендательный библиографический список ………………. 41

 

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности.

Цель курса – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:

· познакомить с историей становления и развития ораторского искусства и судебного красноречия;

· дать необходимые знания о структуре современной риторики, ее законах, категориях;

· раскрыть специфику судебной монологической речи как разновидности публичной речи;

· сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.);

· научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи;

· познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);

· дать представление о речи как инструменте эффективного общения;

Курс рассчитан на 26 лекционных часов. По данному курсу предполагается проведение консультаций. Зачет выставляется по итогам тестирования, с учетом выполненных в течение семестра домашних работ.

Курс построен на основе программ, предложенных Л.А. Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой, Н.Н. Ивакиной, В.И. Максимовым. В лекциях использованы фрагменты из учебных пособий Л.А. Введенской, Л.Г.Павловой, А.К. Михальской, И.А. Стернина, О.С. Иссерс, К.Бредемайера, А. Пиза, Н.Н.Ивакиной, Д. Вагаповой.

 

Тематический план курса «Публичная речь для юристов»

 

  Темы курса     Количество часов лекционные занятия
1. Ораторское искусство как раздел современной общей риторики    
2. Законы риторики  
  3. Основы ораторского искусства        
4. Риторический канон    
5. Типология речей  
6. Доказательность и убедительность речи  
7. Риторика и лингвистическая прагматика  
  8. Эффективность речевой коммуникации    
9. Техника речи. Невербальные средства общения    
10. Искусство спора  
11. Культура речи оратора  
  Всего    

 

Тема 1. Ораторское искусство как раздел современной общей риторики (4ч.)

1. Риторика как наука: определение, история становления и развития. Понятие риторического идеала.

2. Разделы современной общей риторики. Риторический канон. Общая риторика и частные риторики.

3. Роды и виды красноречия. Судебная речь как разновидность публичной речи.

4. Функции и стилевые черты публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля.

Риторика в широком понимании – наука об условиях и формах эффективной коммуникации, в узком понимании – ораторское искусство (мастерство публичного выступления, красноречие). Риторика – раздел языкознания, изучающий законы и способы построения устной выразительной речи. Аристотель, основоположник риторики как науки, определял риторику как искусство убеждать, спорить.

Родина риторики – Древняя Греция, Афины. Важнейшим условием появления и развития риторики являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. В середине V века до н.э. Афины были крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Три основных института: народное собрание, совет пятисот, суд.

Риторика античности. Риторический идеал софистов: манипулирующий, монологический; риторика словесного спора, борьбы; риторика относительности (релятивистская). Представители софистической риторики – Протагор, Горгий Леонтийский, Тисий, Корак и др. Под софизмом (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) понимается логически или в деталях верное, но по сути неистинное суждение.

Протагор - «отец риторики», автор первого в европейской культуре трактата «Искусство спора».

Убеждение в споре называется «эристика». Эристика (от греч. erizo – «спорю», eristikos – «спорящий») является интегральным искусством, которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой.

Риторический идеал Сократа: диалогический, гармонизирующий, смысловой. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа – ирония и «майевтика».

Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан – ораторы Древнего Рима.

К античности (идеал Сократа, Аристотеля, Цицерона) восходят истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала. Риторический идеал – это некий образец, это система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре, отражающая ее ценности.

В Россию риторика проникла через Польшу и Украину. Первые занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях. Самая ранняя из риторик Древней Руси – «Риторика Макария» (1617 – 1619). В русском красноречии преобладают два жанра: дидактическое, учительное слово и панегирическое слово. Панегирик – торжественное, хвалебное слово («Слово о полку Игореве»).

Отечественные риторики (риторические взгляды М.В. Ломоносова, «Общая реторика» Н.Ф. Кошанского и др.). В конце XVIII – нач.XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем университетская школа красноречия. Академическое красноречие становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. 60 –е годы XIX в. – становление и формирование судебного красноречия (судебная реформа 60-х гг.) О теории русского судебного красноречия писали А.Ф. Кони, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков), Н. Арсеньев. Революция 1917г. нарушила традицию развития российского ораторского искусства. Возрождение риторики во второй половине ХХ в. как науки о речевом воздействии, об эффективной коммуникации.

«Черная риторика» - провокационная риторика, манипулирование риторическими, диалектическими и эристическими приемами, умение подвести оппонента или публику к желательному для вас заключению и результату (Карстен Бредемайер).

Разделы современной общей риторики: риторический канон, ораторское искусство, полемика, искусство беседы, повседневное речевое поведение, этнориторика. Риторический канон – система специальных законов и правил изобретения, расположения и словесного выражения. Общая риторика и частные риторики. Частные риторики – профессиональные риторики; изучают законы эффективной речи, действующие в сферах профессиональной деятельности. Этапы классического риторического канона: инвенция (изобретение содержания речи), диспозиция (расположение материала), элокуция (словесное выражение), запоминание, произнесение.

Роды и виды красноречия. Социально-политическое красноречие: доклады на социально-политические, политико-экономические темы, политическая речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, обзор, сообщение на научную тему. Судебное красноречие: прокурорская речь, адвокатская речь, самозащитительная речь и др. Социально-бытовое: юбилейная речь, застольная речь, поминальная. Богословско-церковное: проповедь, речь на соборе. Гомилетика (искусство проповеди).

Судебная речь как разновидность публичной речи. Назначение судебной речи в установлении истины по делу. Основная функция – воздействие. Две цели. Ближайшая цель – выяснение истины, постановление справедливого решения. Конечная цель – содействие укреплению законности. Судебная речь отличается от других видов красноречия. Судебная речь официальная, узкопрофессиональная, ограничена сферой употребления; тематически ограничена; менее информативна; правдива, объективна; ей присущ оценочно-правовой характер; имеет 4-х адресатов (состав суда, процессуальный противник, подсудимый, присутствующие).

Стилевой статус судебной речи. Судебную речь можно рассматривать как сложное функционально-стилевое образование, в котором используются признаки и средства различных функциональных стилей от научного и публицистического до разговорно-просторечного. В публицистическом стиле реализуются две тенденции: тенденция к стандарту и тенденция к экспрессивности. Судебная речь является разновидностью публицистического стиля, которая включает в себя элементы официально-делового и научного стилей. Общественная функция судебной речи позволяет говорить о ее соотнесенности с официально-деловым стилем. Точность и объективность, характерные для официально-делового и научного стилей, присущи судебной речи. Логичность, доказательность – свойства научной речи – характерны для судебной речи. Открытая оценочность – основная черта публицистического стиля – также проявляется в судебной речи. Устная форма реализации обусловливает использование разного рода устно-речевых средств.