Средневековая экономическая мысль в восточныхСтранах.
Экономическая мысль в период средневековья.
Экономическая мысль Древнего Рима.
Обоснование древнеримской формы рабовладения изложены в сочинении «О землевладении», автором которого былКатон Марк Порций (234-149 гг. до н.э.)крупный землевладелец. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте,воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможныевыступления рабов, Катонсоветовал поддерживать в их средерознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.
Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э.
продолжил Варронв трактате «О сельском хозяйстве». Авторищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки,росте интенсивности производства, совершенствовании методовэксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.
Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла. Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред; плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев.
В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных людей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.
Экономические воззрения средневековья (феодальногообщества) носят ярко выраженный богословский характер.Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, религиозно-этические нормы, с помощью которых имиоправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической и экономической власти у светских и церковных феодалов.
Автором одной из значительных концепций общественногопрогресса на базе экономических факторов является мыслительарабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.). В концепцииИбн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадностии расточительства. Ее основным достижением является характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит преумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека.
Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов– золота и серебра.