Консалтинговая поддержка бизнеса
Консалтинг -это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению клиенту в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.
Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами.Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, «штабную» подсистему организации.
Ниже приведены преимущества консультантов по менеджменту перед менеджерами:
– независимость и непредвзятость взглядов;
– более широкий кругозор, обладание обширной информацией в различных областях менеджмента и хозяйствования (благодаря меньшей загруженности проблемами текущего управления);
– ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).
Консалтинговые услуги, как правило, осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов.Они включают в себя следующие основные этапы:
– диагностика (выявление проблем);
– разработка решений;
– внедрение решений.
На осуществление такого проекта необходимо от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контракты с клиентами могут быть и многолетними.
С точки зрения методов можно различать следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертномвиде консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится, в основном, к обеспечению консультанту доступа к информации и оценке результатов. При процессном виде консультант на всех этапах проекта активно взаимодействует с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить с помощью консультанта анализ проблем и вырабатывать решения. При этом роль консультантов заключается, в основном, в сборе внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций. При обучающем виде консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий и т. д.
Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т. д. передаются менеджером в общей форме и затем уже применяются ими на практике.
В конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех видов консультирования, иногда оно становится экспертно-промышленным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т. д.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделены 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в восемь групп.
Рассмотрим кратко задачи, для решения которых можно пригласить консультантов по каждой из восьми групп консалтинговых услуг.
1. Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с существованием предприятия и перспективами бизнеса. Они оценивают состояние дел в организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций и паев, совершенствованию организационных структур и т. д.
2. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами, как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т. д. Их основная задача - оптимизировать управление организацией.
3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск источников и использование финансовых ресурсов; 2) оценка и повышение текущей финансовой эффективности деятельности организации; 3) укрепление финансового положения организации на перспективу. Они занимаются вопросами финансового планирования и контроля, налогообложения, бухгалтерского учета, размещения ценных бумаг, кредита, страхования, прибыли и себестоимости, неплатежеспособности и т. д.
4. Консультанты по управлению кадрами разрабатывают решения по вопросам подбора сотрудников, контроля качества кадрового состава, системы оплаты труда, повышения квалификации и управления кадрами, охраны труда и психологического климата в коллективе. Их главная задача - содействовать менеджерам в оптимизации привлечениям использования такого ключевого для любой организации ресурса, как человеческий фактор.
5. Консультанты по маркетингу оказывают менеджерам помощь в решении жизненно важной для любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики, задачи: обеспечение такого его функционирования, чтобы произведенные им товары и услуги были куплены потребителем. Они занимаются вопросами исследования рынка и обеспечивают принятие решений в области сбыта, ценообразования, рекламы и разработки новой продукции, послепродажного обслуживания и т. д. Поскольку в рыночной экономике наиболее сложной проблемой для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса.
6. Консультанты по организации производства, разбираются в экономических, управленческих и инженерных вопросах, оказывают менеджерам помощь в решении таких задач, как выбор технологии производственного процесса, стимулирование производительности труда, оценка и контроль качества продукции, анализ издержек производства, планирование производства, использование оборудования и материалов, конструирование совершенствование продукции, оценка работ и т. д.
7. Консультанты по информационным технологиям занимаются разработкой рекомендаций по внедрению систем автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированных систем управления (АСУ), информационно-поисковых систем, применению компьютеров в бухгалтерском учете и других количественных методах оценки деятельности предприятия.
8. Специализированные консалтинговые услуги – это виды услуг, которые не относятся ни к одной из семи вышеописанных групп. Они отличаются от них либо методами (обучающее консультирование, информационный консалтинг), либо объектами (консалтинг по управлению электроэнергетикой, телекоммуникациям, экологии, материально-техническому обеспечению, консалтинг в государственном секторе), либо характером внедряемых знаний (инженерный консалтинг, юридической консалтинг).
Вопросы для повторения:
1. Что понимается под консалтинговыми услугами, и какими методами они осуществляются?
2. В чем заключается преимущества консультирования?
3. Назовите виды и особенности консалтинговых услуг?
4. Как можно оценить эффективность использования консалтинговых услуг?
5. Чем отличается «плохой» и «хороший» консультант?