Об истории философии качества.
Лекция №2
Системы качества
«Башня качества»: этапы большой стройки
Историю философии качества проще всего представить в виде диаграммы - «башни качества». Ровно так же, как она исторически строилась, - «этаж за этажом», ее приходится выстраивать каждому предприятию, внедряющему методы менеджмента качества.
Создание «башни качества» происходило под давлением обстоятельств - менеджменту было необходимо найти баланс между внутренними и внешними целями предприятия, а эти цели, в общем-то, противоречивы. Нужно было «уравновесить»:
· обеспечение качества выпускаемой продукции и, соответственно, укрепление положения производителя на рынке (внешняя цель, может приводить к увеличению затрат);
· повышение эффективности производства, т. е. увеличение прибыли компании (внутренняя цель, достигается при снижении затрат).
Это противоречие (с одной стороны, нужно вкладывать деньги в обеспечение качества, с другой стороны, нужно экономить для повышения эффективности) на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разрешалось (рисунок 1) . Что такое разрешить противоречие или, другими словами, найти баланс интересов? Это значит, что нужно найти такой способ организации процессов, технологию менеджмента, при которой идея «Вкладывая деньги в предотвращение дефектов и несоответствий, мы экономим - поскольку затраты на контроль и в особенности на исправление дефектов и несоответствий становятся ниже» - реализуется наиболее рациональным на данный момент образом.
«Фундамент»
Для того чтобы «башня качества» была устойчивой, ей необходим фундамент.
· Однотипная деятельность должна приводить к одинаковым результатам - необходима стандартизация деятельности, стандартизация требований к продуктам, процессам, к сотрудникам, наконец. Компания должна закупить актуальные российские и международные стандарты и обеспечить доступ к ним всех сотрудников, которым они необходимы.
· Взаимозаменяемость - возможность замены на аналогичный (без изнурительной «пригонки по месту») компонент изделий, документов, узлов и т.д.. В какой-то степени это касается и сотрудников - каждый, конечно же, личность, но если, скажем, одного бухгалтера невозможно заменить другим без риска остановки деятельности - нужно срочно менять организацию процессов.
· Метрология. Качество нужно уметь измерять - и продукции, и процессов, и персонала. Все приборы; используемые для измерения качества продукции, должны давать достоверные показания. А это означает, что они должны проходить регулярную поверку и калибровку. Если чего-то из этого не умеем - не сможем обеспечить качество.
Если проблемы взаимозаменяемости, стандартизации, метрологии не решены или решены не в полной мере, «башня качества» не выстраивается.