Сущность и механизм финансового планирования на предприятии
Форма негосударственной поддержки предпринимательства (технопарки, технополисы)
Финансовое планирование– составная часть финансового менеджмента, которая предусматривает: определение стратегической цели в управлении финансами; разработку и практическую реализацию финансовых планов на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и текущий (до 1 года) периоды и конкретных действий для внедрения этой стратегии. Финансовый план показывает цену реализации целей и задан всех планов и программ предприятия.
Система финансового планирования предприятия включает в себя процессы формирования бюджетов, их структуры, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Бюджетная система предприятия может включать:
- бюджет фонда оплаты труда;
- бюджет материальных затрат;
- бюджет амортизации;
- бюджет прочих расходов;
- бюджет погашения кредитов;
- налоговый бюджет и пр.
К числу основных финансовых документов, в которых воплощается финансовое планирование, относится бюджет денежных доходов-расходов, прогнозирование объемов ожидаемой прибыли, инвестиций, размера дивидендов, внешних заимствований и пр.
В долгосрочное финансовое планирование входят следующие основные элементы:
– определение потребностей в денежных ресурсах;
– определение оптимального соотношения между собственным и привлеченным капиталами, путей и условий получения долгосрочных кредитов;
– разработка инвестиционного плана;
– долгосрочное планирование ликвидности, баланса предприятия, то есть соотношение между активами и пассивами.
Финансовый план предприятия представляет собой, как правило, баланс доходов и расходов. Равенство доходной и расходной частей достигается регулированием соотношения расходов (отчислений в резервный фонд, фонд накоплений, выплат дивидендов и других отчислений кроме платежей в бюджет, погашения ссуд и кредитов) с доходами и заемными средствами. Финансист (финансовый менеджер) имеет возможность регулировать финансовое состояние предприятия и реализовать определенную финансовую стратегию. На основе плана доходов и расходов составляется таблица денежных потоков (на год, квартал, месяц, иногда – на день).
Важнейшими принципами при разработке финансовых планов являются:
– инвестиции (в том числе капиталовложения) с продолжительными сроками окупаемости должны осуществляться за счет стабильных и долгосрочных поступлений из внутренних источников финансирования;
– необходимо избирать наиболее дешевые способы инвестирования, а кредиты брать лишь в случаях, когда они дешевле собственных источников самофинансирования;
– следует избирать те варианты инвестиций, которые дают наивысшую рентабельность и эффективность;
– плановые показатели производства, сбыта товаров и услуг должны соответствовать объемам платежеспособного спроса и его структуре;
– наиболее рискованные инвестиции следует осуществлять за счет собственных источников финансирования;
– при составлении финансовых планов, в частности, при разработке инвестиционной политики, необходимо следить, чтобы доля самофинансирования в общем объеме инвестиций, прежде всего, крупных предприятий, составляла приблизительно 75%.
Цель инвестиционной политики предприятия – достижение прибыльной деятельности предприятия в процессе расширения воспроизводства. Главный принцип инвестирования – соизмерение затрат и результатов, то есть эффективность.
Планирование инвестиций первоначально приобретает форму инвестиционного проекта, подготовка и реализация которого проходит следующие этапы:
– предварительное технико-экономическое обоснование. Охватывает возникновение самой идеи изготовления нового товара (следовательно, построения нового завода) или проведения реконструкции старого предприятия (для производства старых товаров, но более высокого качества) и предшествующие экономические расчеты основных сторон проекта, его сравнение с другими проектами;
– подготовка комплексного технико-экономического обоснования. Предусматривает расчет уставного фонда, себестоимости готовой продукции, определение возможного уровня цен, ожидаемых прибылей, экономической эффективности, баланса доходов и затрат на время функционирования предприятия и др.;
– оценка (экспертиза) инвестиционного проекта. Означает изучение его обоснованности как специалистами самого предприятия, так и независимыми экспертами (например, Министерством экономики), потенциальными инвесторами, кредиторами и др.;
– принятие проекта. Предусматривает его обсуждение и одобрение всеми заинтересованными сторонами;
– реализация проекта. Охватывает строительство определенного объекта, наблюдение и контроль за этим процессом, внесение в него в случае необходимости оперативных изменений;
– эксплуатация построенного объекта и постоянный мониторинг его эффективности, сравнение с показателями технико-экономического обоснования.
Анализ инвестиционного проектав процессе его подготовки и реализации осуществляют по следующим основным направлениям:
– технико-экономическому – определяют самые эффективные варианты внедрения техники и технологии;
– маркетинговому – составляют комплексную характеристику рынка сбыта продукции и рынка закупки предметов труда и комплектующих изделий, прежде всего цен на этих рынках;
– социологическому – оценивают существующие законодательство (распоряжения, указы – «административно-правовую среду»), политический климат, социальную обстановку и т. п.;
– экологическому – выявляют возможное отрицательное влияния будущего предприятия (или его отделения, филиала) на окружающую среду, а также основные способы ликвидации или ослабления такого влияния;
– экономическому – определяют эффективность производства, то есть сопоставляют затраты и результаты данного проекта.
Эффективность инвестиций имеет два основных измерения:
– как сугубо экономический показатель, который характеризует соотношение полученного результата и затрат, осуществленных в соответствии с инвестиционным проектом;
– как социально-экономический показатель улучшение условий жизни людей, окружающей среды, снижение уровня безработицы, развитие личности и др.
Основными факторами, влияющими на уровень эффективности инвестиций, выступают: размеры инвестиций;
– сфера реализации инвестиционного проекта;
– величина процента за кредит;
– ставки налогов на прибыль предприятия и на добавочную стоимость;
– уровень производительности труда и организации производства;
– профессионализм менеджеров и предпринимателя и др.
Согласно расчетам специалистов института макроэкономических исследований РАН за последние 30 лет в стране сложилась, например, такая зависимость: каждый 1% роста объемов производства требует 1,5% роста инвестиций.
Главный показатель эффективности инвестиции — прибыльность, а на короткое время – ликвидность, то есть способность преобразования активов предприятия, его ценностей в наличные деньги, платежеспособность предприятия.
Эффективность инвестиционного проекта отражает также показатель наименьших затрат, рассчитываемый как объем затрат на самый дешевый вариант проекта.
Еще один важный показатель эффективности инвестиционного проекта – внутренняя норма доходности(или окупаемости), определяемая как расчетная процентная ставка, по которой чистая приведенная стоимость равняется нулю. Другими словами – это расчетная процентная ставка, по которой доходы от инвестиционного проекта равняются затратам на него.
К производным показателям эффективности инвестиционного проекта относятся показатели наименьших затрат (рассчитывается как размеры затрат на проект по самому дешёвому варианту) и рентабельности (определяется как соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными затратами на него).
Дисконтирование – процесс, обратный начислению сложного процента. Дисконтирование затрат означает установление эквивалента суммы, которая будет выплачиваться в будущем. Эта сумма зависит от нормы банковского процента и срока дисконтирования.
Объем денежных ресурсов для финансирования расширенного воспроизводства зависит, прежде всего, от размеров налогов, расчет которых является одной из важнейших функций финансового планирования.
21.Налоговое регулирование предпринимательства: понятие, сущность и содержание.
Налоги – обязательные платежи в бюджет, которые изымаются государством у физических и юридических лиц.
Налоги выполняют следующие функции:
– фискальную (аккумулирование государственных доходов, необходимых для выполнения государственных функций);
– регулирующую (изменение источников и размеров инвестиций, уровня цен, структуры отраслей народного хозяйства путем изменения налоговых ставок, внедрения одних налогов и изменения других и др.);
– стимулирующую (стимулирование внедрения достижений науки и техники в производство, создание эффективных стимулов для деятельности предприятий и т. п.);
– распределительную (перераспределение национального дохода в пользу бедных слоев населения).
Основные принципы налогообложения:
– обязательность;
– стабильность (налоги лучше всего выполняют свои функции при условии неизменности налоговых ставок и основных видов налогов на протяжении не менее 5-7 лет);
– прогрессивность ставок (налоговое бремя должно относительно равномерно распределяться в зависимости от величины получаемых доходов);
– простота (система налогообложения должна быть простой, понятной для плательщиков, а содержание налоговых служб – недорогим) и др.
Существуют прямые и косвенные налоги.
Прямой налог – налог, который непосредственно изымают из доходов и имущества конкретного физического или юридического лица.
Косвенный налог – налог на товары и услуги, который частично или полностью переносят на их цену или фиксируют в виде тарифов.
Налоговая система является в руках государства мощным экономическим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Налоги относятся к числу древнейших изобретений человечества. Считается, что повинности, взимаемые в денежной форме или в виде натурального налога, существуют уже более 5 тыс. лет.
Сущность налоговой системысводится к изъятию государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса, осуществляемого юридическими и физическими лицами по установленным государством ставкам.
Налоговая система России (так же, как и многих других стран) представляет собой сложную систему. В настоящее время эта система в нашей стране регламентируется, прежде всего, Налоговым кодексом РФ.
В Налоговом кодексе содержится следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Под сбором,согласно Налоговому кодексу, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий. Такие действия совершаются государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными органами и должностными лицами в отношении плательщиков сборов. К указанным действиям относится, в частности, предоставление соответствующими органами определенных прав или разрешений (например, лицензий).
Очень важными являются положения законодательства о налогах и сборах, которые названы Налоговым кодексом «основными началами законодательства о налогах и сборах». Эти положения включают следующее:
1) налоги и сборы не могут носить дискриминационного характера и по-разному применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
2) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
3) не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоговый кодекс устанавливает:
– виды налогов и сборов;
– основания возникновения (изменения, прекращения) налогов и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых соответствующим законодательством;
– формы и методы налогового контроля;
– ответственность за нарушение налоговых правонарушений;
– порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
В Российской Федерации применяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые предприятием (табл. 1).
Таблица 1
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы
Федеральные налоги | Региональные налоги | Местные налоги |
налог на добавленную стоимость (НДС) | Налог на имущество организаций | Земельный налог |
Акцизы | Транспортный налог | |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) | ||
Единый социальный налог (ЕСН) | ||
Налог на прибыль организаций | ||
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | ||
Водный налог | ||
Сборы пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | ||
Государственная пошлина |
Все перечисленные налоги в той или иной мере отражают регулирующее воздействие государства на предпринимательскую деятельность. Остановимся, на тех из них, которые в наибольшей мере связаны с предпринимательством.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, включенных в издержки производства и обращения.
Согласно Налоговому кодексу, плательщиками НДС являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России (в соответствии с Таможенным кодексом).
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории России;
2) передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного Употребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию России.
Налогообложение производится по различным налоговым ставкам. При реализации перечисленных в Налоговом кодексе продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства применяется налоговая ставка в размере 10%.
Для других товаров налогообложение производится по ставке 18%.
Акцизы. Плательщиками акцизов являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу России (определяемые в соответствии с Таможенным кодексом).
Объектами налогообложения, согласно Налоговому кодексу, признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации). Реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;
2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков – производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций, и др.
Налоговым кодексом для налогообложения установлены налоговые ставки для каждой группы подакцизных товаров: этилового спирта, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%, вин, пива, табачных изделий, ювелирных изделий, автомобилей, мотоциклов, бензина, автомобильного масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, природного газа — всего 29 позиций. Для каждой позиции (товарной группы).
Налоговым кодексом установлена налоговая ставка (в процентах или рублях).
Единый социальный налогпредназначен для мобилизации средств, обеспечивающих реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Плательщиками единого социального налога являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признанные индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объектами налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и иным гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Для индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговый, кодекс содержит перечень сумм, которые представляют собой выплаты и иные вознаграждения, но не подлежат налогообложению. К такого рода суммам относятся:
– государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (включая пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам);
– все виды установленных компенсационных выплат (связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения, оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия и др.);
– суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам (физическим лицам в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами, пострадавшим от террористических актов и др.).
В Налоговом кодексе перечислены и другие выплаты, не подлежащие налогообложению.
Наконец, в Налоговом кодексе содержится список льгот, которые предоставляются плательщикам социального налога.
В частности, от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
Уплата налога производится по четырем различным налоговым ставкам, установленным Налоговым кодексом для различных категорий налогоплательщиков. Ставки носят регрессивный характер – с увеличением налоговой базы ставка налога снижается. Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам, при налоговой базе на каждого отдельного работника до 280 тыс. руб. вносят социальный налог в размере 26%.
Социальный налог вносится в федеральный бюджет, в Фонд социального страхования, в фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).
Налог на прибыль.Плательщиком налога на прибыльявляются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложенияявляется прибыль, полученная налогоплательщиком. Под прибылью понимается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, рассчитываемых в соответствии с Налоговым кодексом. К доходам Налоговый кодекс относит доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также внереализационные доходы. Налоговый кодекс подробно регламентирует состав доходов от реализации, внереализационных доходов, а также состав расходов – материальных расходов на оплату труда, амортизационных и т.д.
Налоговой базой данного налога является денежное выражение прибыли.
Налоговой ставкадля данного налога, установленная Налоговым кодексом, составляет 20% (за исключением доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, и доходов, полученных в виде дивидендов, по операциям с отдельными видами долговых обязательств; для них установлены иные ставки). При использовании ставки в размере 20% сумма налога, исчисленная в размере 6%, перечисляется в федеральный бюджет; в размере 14% – в бюджеты субъектов Федерации.
В современной российской налоговой системе большое значение (особенно для малых предприятий) имеют:
а) упрощенная система налогообложения;
б) единый налог на вмененный доход.
Упрощенная система налогообложения в соответствии с действующим Налоговым кодексом (глава 2б2) может быть введена для организаций и индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих определенным требованиям (условиям).
Во-первых, объемы деятельности организации (индивидуального предпринимателя) не должны превышать установленного уровня:
– доход от реализации организации (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на указанную систему, не должен быть больше 11 млн. руб.;
– средняя численность работников организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период не должна превышать 100 человек;
– стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, не должна превышать 100 млн. руб.
Во-вторых, должны быть соблюдены определенные требования в отношении доли непосредственного участия других организаций — переходить на упрощенную систему налогообложения могут только те организации, в которых эта доля не превышает 25%. (Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и при этом среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.)
В-третьих, упрощенная система налогообложения может быть введена только для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не переведены:
а) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в соответствии с главой 263 Налогового кодекса);
б) на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Наконец, Налоговый кодекс РФ содержит перечень видов деятельности, занимаясь которыми, организации и индивидуальные предприниматели не могут переходить на упрощенную систему налогообложения.К ним относится деятельность банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбардов, организаций, занимающихся игорным бизнесом, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, производителей подакцизных товаров, а также участников соглашений о разделе продукции.
В чем же заключается упрощенная система налогообложения?
Переведенные на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог и освобождаются от уплаты пяти действующих налогов (табл. 14).
Объектами налогообложения при упрощенной системе налогообложения являются или доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговый кодекс содержит порядок определения (перечень) доходов, а также расходов, учитываемых при упрощенной системе налогообложения.
Таблица 14
Налоги, от уплаты которых освобождаются плательщики, перешедшие
на упрощенную систему налогообложения
Организации | Индивидуальные предприниматели |
Налог на прибыль организаций Налог на имущество организаций Налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную, территорию Российской Федерации) Единый социальный налог | Налог на доходы с физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности) Налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) Налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) Единый социальный налог |
Налоговые ставки при упрощенной системе налогообложения устанавливаются в размере 6%, если объектом налогообложения являются доходы, и 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Следует отметить, что переход от общей системы налогообложения к упрощенной или возврат к общему режиму налогообложения является делом добровольным.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)– относительно новый налог. Впервые он был введен в 1998 г. Новая редакция Налогового кодекса содержит главу 263, целиком посвященную указанному налогу и существенно меняющую ранее установленную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Вмененный доход как объект налогообложенияотличается от других объектов такого рода тем, что он является не реально полученным, а потенционально возможным доходом налогоплателыцика. Рассчитывается он по специальной методике на основе учета определенных факторов, непосредственно влияющих на его величину.
Согласно действующему Налоговому кодексу система налогообложения в виде налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Федерации в отношении следующих видов деятельности:
1. Оказание бытовых услуг, включающих ремонт обуви и изделий из меха, ремонт металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий, ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье; услуги по чистке обуви; оказание парикмахерских услуг, а также других видов бытовых услуг.
2. Оказание ветеринарных услуг.
3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
4. Розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
5. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2.
6. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предприятиями, использующими не более 20 автомобилей.
Субъекты Федерации определяют своими законами виды предпринимательской деятельности в пределах приведенного выше (указанного в Налоговом кодексе) перечня.
Следует отметить, что перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется налог на вмененный доход, за последние несколько лет подвергался изменению дважды: первый раз в марте 1999 г., второй – в июле 2002 г. Сегодня этот перечень существенно отличается от того, который был установлен законами от 31.07.98 г. и 31.03.99 г. В частности, в нем отсутствуют содержащиеся ранее пошив одежды, розничная торговля горюче-смазочными материалами, оказание бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования и др.
Уплата налога на вмененный доход освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов так же, как это имеет место при упрощенной системе налогообложения (см. табл. 14).
Для исчисления суммы вмененного доходав зависимости от вида предпринимательской деятельности используются понятие «базовая доходность в рублях на ту или иную единицу физического показателя» и корректирующие коэффициенты базовой доходности.
Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего данный вид предпринимательской деятельности. Для одних видов деятельности такой еди-
22. Предпринимательский риск: понятие, сущность, содержание.
Предпринимательский риск– непредвиденная субъектом хозяйственной деятельности опасность, которая способствует возникновению потерь, угрожает реализации поставленной цели и обусловлена, прежде всего, случайным характером принятых им решений.
Основными видами экономических рисков являются:
– материально-технический риск – связан с недостаточным или низким уровнем материально-технической базы предприятия, которая не может обеспечить выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции;
– профильно-технологический риск – обусловлен переходом основных традиционных поставщиков к выпуску другой продукции, невозможностью закупки важнейших комплектующих изделий ни в стране, ни на мировом рынке (из-за отсутствия валюты, а также отказа традиционных поставщиков от заключения соглашений или неприемлемости их условий);
– снабженческо-сбытовой риск – обусловлен снабжением некачественными материалами, комплектующими изделиями, срывом или изменением условий заключенных договоров и своевременных поставок; несвоевременным снабжением товарами потребителя, их недостаточным качеством, несвоевременным предоставлением послепродажных услуг и др. Среди снабженческо-сбытовых рисков к числу важных относятся:
– риск нереализации изготовленной продукции (из-за изменения структуры и сокращения потребности в данной продукции, замены данного вида продукции товарами других предприятий и т. п.);
– несвоевременного получения оплаты за реализованную продукцию;
– отказа покупателей от полученной продукции и др.;
– производственный риск – непосредственно связан с процессом производственной деятельности, в частности, с возможностью аварий, технических неполадок и т. п.;
– инвестиционный риск – обусловлен нарушением материально-вещной структуры инвестиций, несвоевременной оплатой произведенных капиталовложений, несбалансированностью прямых (обеспечивающих владение контрольным пакетом акций) и портфельных (не обеспечивающих такого владения) инвестиций и др.;
– кредитный риск – связан с опасностью невозвращения, частичного или несвоевременного возвращения кредитов. Среди кредитных рисков различают:
– кратко-, средне- и долгосрочные;
– необеспеченные (бланковые) и обеспеченные;
– мелкие, средние и большие;
– по формам кредитов (банковские, коммерческие и др.);
– по сферам использования (промышленность, приобретение товаров и услуг, инвестиции и др.);
– процентный риск – обусловлен непредвиденным изменением процентных ставок;
– валютный риск – вызван непредвиденным изменением курсов иностранных, а также национальной валюты;
– управленческий риск – связан с нерациональным характером решений, принятых менеджерами разных звеньев (в особенности высшего звена - президентами, вице-президентами компаний);
– маркетинговый риск – вызван неточными прогнозами объемов исследуемого рынка;
– экономико-правовой риск – обусловлен изменениями в законодательстве (или его несовершенством) относительно экономической деятельности, неправильным применением государством действующего законодательства и т. п.;
– политический риск – связан с революциями, переворотами (которые изменяют природу экономической системы), войнами и др.
– проектные (связанные с самим проектом строительства, его качеством и т. п.);
– портфельные (обусловленные полным или частичным несоответствием проекта инвестиционным возможностям предприятия) и др.
Разные виды и типы рисков тесно связаны между собою в целостную систему, взаимно зависят друг от друга.