Сущность и механизм финансового планирования на предприятии

Форма негосударственной поддержки предпринимательства (технопарки, технополисы)

Финансовое планирование– составная часть финансового менеджмен­та, которая предусматривает: определение стратегической цели в управле­нии финансами; разработку и практическую реализацию финансовых планов на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и текущий (до 1 года) периоды и конкретных действий для внедрения этой стратегии. Финансовый план показывает цену реализации целей и задан всех пла­нов и программ предприятия.

Система финансового планирования предприятия включает в себя процессы формирования бюджетов, их структуры, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утвер­ждения и контроля исполнения бюджетов.

Бюджетная система предприятия может включать:

- бюджет фонда оплаты труда;

- бюджет материальных затрат;

- бюджет амортизации;

- бюджет прочих расходов;

- бюджет погашения кредитов;

- налоговый бюджет и пр.

К числу основных финансовых документов, в которых воплощается фи­нансовое планирование, относится бюджет денежных доходов-расходов, прогнозирование объемов ожидаемой прибыли, инвестиций, размера диви­дендов, внешних заимствований и пр.

В долгосрочное финансовое планирование входят следующие основ­ные элементы:

– определение потребностей в денежных ресурсах;

– определение оптимального соотношения между собственным и при­влеченным капиталами, путей и условий получения долгосрочных кредитов;

– разработка инвестиционного плана;

– долгосрочное планирование ликвидности, баланса предприятия, то есть соотношение между активами и пассивами.

Финансовый план предприятия представляет собой, как правило, ба­ланс доходов и расходов. Равенство доходной и расходной частей дости­гается регулированием соотношения расходов (отчислений в резервный фонд, фонд накоплений, выплат дивидендов и других отчислений кроме платежей в бюджет, погашения ссуд и кредитов) с доходами и заемными средствами. Финансист (финансовый менеджер) имеет возможность регули­ровать финансовое состояние предприятия и реализовать определенную фи­нансовую стратегию. На основе плана доходов и расходов составляется таб­лица денежных потоков (на год, квартал, месяц, иногда – на день).

Важнейшими принципами при разработке финансовых планов являются:

– инвестиции (в том числе капиталовложения) с продолжительными сро­ками окупаемости должны осуществляться за счет стабильных и долго­срочных поступлений из внутренних источников финансирования;

– необходимо избирать наиболее дешевые способы инвестирования, а кредиты брать лишь в случаях, когда они дешевле собственных ис­точников самофинансирования;

– следует избирать те варианты инвестиций, которые дают наивысшую рентабельность и эффективность;

– плановые показатели производства, сбыта товаров и услуг должны соответствовать объемам платежеспособного спроса и его структуре;

– наиболее рискованные инвестиции следует осуществлять за счет соб­ственных источников финансирования;

– при составлении финансовых планов, в частности, при разработке инвестиционной политики, необходимо следить, чтобы доля самофи­нансирования в общем объеме инвестиций, прежде всего, крупных предприятий, составляла приблизительно 75%.

Цель инвестиционной политики предприятия – достижение при­быльной деятельности предприятия в процессе расширения воспроизвод­ства. Главный принцип инвестирования – соизмерение затрат и резуль­татов, то есть эффективность.

Планирование инвестиций первоначально приобретает форму инве­стиционного проекта, подготовка и реализация которого проходит сле­дующие этапы:

предварительное технико-экономическое обоснование. Охватывает воз­никновение самой идеи изготовления нового товара (следовательно, построения нового завода) или проведения реконструкции старого предприятия (для производства старых товаров, но более высокого качества) и предшествующие экономические расчеты основных сто­рон проекта, его сравнение с другими проектами;

подготовка комплексного технико-экономического обоснования. Преду­сматривает расчет уставного фонда, себестоимости готовой продук­ции, определение возможного уровня цен, ожидаемых прибылей, экономической эффективности, баланса доходов и затрат на время функционирования предприятия и др.;

оценка (экспертиза) инвестиционного проекта. Означает изучение его обоснованности как специалистами самого предприятия, так и неза­висимыми экспертами (например, Министерством экономики), по­тенциальными инвесторами, кредиторами и др.;

принятие проекта. Предусматривает его обсуждение и одобрение все­ми заинтересованными сторонами;

реализация проекта. Охватывает строительство определенного объекта, наблюдение и контроль за этим процессом, внесение в него в случае необходимости оперативных изменений;

эксплуатация построенного объекта и постоянный мониторинг его эф­фективности, сравнение с показателями технико-экономического об­основания.

Анализ инвестиционного проектав процессе его подготовки и реализа­ции осуществляют по следующим основным направлениям:

технико-экономическому – определяют самые эффективные варианты внедрения техники и технологии;

маркетинговому – составляют комплексную характеристику рынка сбыта продукции и рынка закупки предметов труда и комплектующих изделий, прежде всего цен на этих рынках;

социологическому – оценивают существующие законодательство (рас­поряжения, указы – «административно-правовую среду»), политиче­ский климат, социальную обстановку и т. п.;

экологическому – выявляют возможное отрицательное влияния будущего предприятия (или его отделения, филиала) на окружающую среду, а так­же основные способы ликвидации или ослабления такого влияния;

экономическому – определяют эффективность производства, то есть сопоставляют затраты и результаты данного проекта.

Эффективность инвестиций имеет два основных измерения:

– как сугубо экономический показатель, который характеризует соот­ношение полученного результата и затрат, осуществленных в соответ­ствии с инвестиционным проектом;

– как социально-экономический показатель улучшение условий жизни людей, окружающей среды, снижение уровня безработицы, развитие личности и др.

Основными факторами, влияющими на уровень эффективности инве­стиций, выступают: размеры инвестиций;

– сфера реализации инвестиционного проекта;

– величина процента за кредит;

– ставки налогов на прибыль предприятия и на добавочную стоимость;

– уровень производительности труда и организации производства;

– профессионализм менеджеров и предпринимателя и др.

Согласно расчетам специалистов института макроэкономических исследований РАН за последние 30 лет в стране сложилась, например, такая зависимость: каждый 1% роста объемов производства требует 1,5% роста инвестиций.

Главный показатель эффективности инвестиции — прибыльность, а на короткое время – ликвидность, то есть способность преобразования ак­тивов предприятия, его ценностей в наличные деньги, платежеспособ­ность предприятия.

Эффективность инвестиционного проекта отражает также показатель наименьших затрат, рассчитываемый как объем затрат на самый деше­вый вариант проекта.

Еще один важный показатель эффективности инвестиционного про­екта – внутренняя норма доходности(или окупаемости), определяемая как расчетная процентная ставка, по которой чистая приведенная стои­мость равняется нулю. Другими словами – это расчетная процентная ставка, по которой доходы от инвестиционного проекта равняются затра­там на него.

К производным показателям эффективности инвестиционного проекта относятся показатели наименьших затрат (рассчитывается как размеры затрат на проект по самому дешёвому варианту) и рентабельности (определяется как соотношение между всеми дисконтированными доходами от проекта и всеми дисконтированными затратами на него).

Дисконтирование – процесс, обратный начислению сложного процента. Дисконтирование затрат означает установление эквивалента сум­мы, которая будет выплачиваться в будущем. Эта сумма зависит от нор­мы банковского процента и срока дисконтирования.

Объем денежных ресурсов для финансирования расши­ренного воспроизводства зависит, прежде всего, от размеров налогов, расчет которых является одной из важнейших функций финансового планирования.

 

21.Налоговое регулирование предпринимательства: понятие, сущность и содержание.

 

Налоги – обязательные платежи в бюджет, которые изымаются госу­дарством у физических и юридических лиц.

Налоги выполняют следующие функции:

– фискальную (аккумулирование государственных доходов, необходимых для выполнения государственных функций);

регулирующую (изменение источников и размеров инвестиций, уровня цен, структуры отраслей народного хозяйства путем изменения нало­говых ставок, внедрения одних налогов и изменения других и др.);

стимулирующую (стимулирование внедрения достижений науки и тех­ники в производство, создание эффективных стимулов для деятельно­сти предприятий и т. п.);

распределительную (перераспределение национального дохода в пользу бедных слоев населения).

Основные принципы налогообложения:

– обязательность;

– стабильность (налоги лучше всего выполняют свои функции при ус­ловии неизменности налоговых ставок и основных видов налогов на протяжении не менее 5-7 лет);

– прогрессивность ставок (налоговое бремя должно относительно рав­номерно распределяться в зависимости от величины получаемых до­ходов);

– простота (система налогообложения должна быть простой, понятной для плательщиков, а содержание налоговых служб – недорогим) и др.

Существуют прямые и косвенные налоги.

Прямой налог – налог, который непосредственно изымают из доходов и имущества конкретного физического или юридического лица.

Косвенный налог – налог на товары и услуги, который частично или полностью переносят на их цену или фиксируют в виде тарифов.

Налоговая система является в руках государства мощным эко­номическим рычагом воздействия на предпринимательскую дея­тельность и экономику страны в целом. Налоги относятся к чис­лу древнейших изобретений человечества. Считается, что повин­ности, взимаемые в денежной форме или в виде натурального налога, существуют уже более 5 тыс. лет.

Сущность налоговой системысводится к изъятию государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продук­та в виде обязательного взноса, осуществляемого юридическими и физическими лицами по установленным государством ставкам.

Налоговая система России (так же, как и многих других стран) представляет собой сложную систему. В настоящее время эта си­стема в нашей стране регламентируется, прежде всего, Налоговым кодексом РФ.

В Налоговом кодексе содержится следующее определение нало­га: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований».

Под сбором,согласно Налоговому кодексу, понимается обяза­тельный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридиче­ски значимых действий. Такие действия совершаются государ­ственными органами, органами местного самоуправления и ины­ми уполномоченными органами и должностными лицами в отношении плательщиков сборов. К указанным действиям относится, в частности, предоставление соответствующими органами опре­деленных прав или разрешений (например, лицензий).

Очень важными являются положения законодательства о налогах и сборах, которые названы Налоговым кодексом «основны­ми началами законодательства о налогах и сборах». Эти положе­ния включают следующее:

1) налоги и сборы не могут носить дискриминационного харак­тера и по-разному применяться в зависимости от социальных, ра­совых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

2) законодательство о налогах и сборах основывается на при­знании всеобщности и равенства налогообложения;

3) не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от форм соб­ственности, гражданства физических лиц или места происхожде­ния капитала.

Налоговый кодекс устанавливает:

– виды налогов и сборов;

– основания возникновения (изменения, прекращения) налогов и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых соответствующим законодательством;

– формы и методы налогового контроля;

– ответственность за нарушение налоговых правонарушений;

– порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В Российской Федерации применяются федеральные, региональ­ные и местные налоги и сборы, уплачиваемые предприятием (табл. 1).

Таблица 1

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
налог на добавленную стоимость (НДС)   Налог на имущество организаций Земельный налог
Акцизы Транспортный налог  
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)    
Единый социальный налог (ЕСН)    
Налог на прибыль организаций    
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)    
Водный налог    
Сборы пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов    
Государственная пошлина    

 

Все перечисленные налоги в той или иной мере отражают регу­лирующее воздействие государства на предпринимательскую дея­тельность. Остановимся, на тех из них, которые в наибольшей мере связаны с предпринимательством.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создава­емой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализо­ванной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных за­трат, включенных в издержки производства и обращения.

Согласно Налоговому кодексу, плательщиками НДС являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с переме­щением товаров через таможенную границу России (в соответ­ствии с Таможенным кодексом).

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории России;

2) передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные от­числения) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного Употребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию России.
Налогообложение производится по различным налоговым ставкам. При реализации перечисленных в Налоговом кодексе продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров отечественного и зару­бежного производства применяется налоговая ставка в размере 10%.

Для других товаров налогообложение производится по ставке 18%.

Акцизы. Плательщиками акцизов являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с переме­щением товаров через таможенную границу России (определяемые в соответствии с Таможенным кодексом).

Объектами налогообложения, согласно Налоговому кодексу, признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (в том числе реализа­ция предметов залога и передача подакцизных товаров по согла­шению о предоставлении отступного или новации). Реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;

2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков – производи­телей указанной продукции либо с акцизных складов других орга­низаций, и др.

Налоговым кодексом для налогообложения установлены нало­говые ставки для каждой группы подакцизных товаров: этилово­го спирта, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%, вин, пива, табачных изделий, ювелирных изделий, автомобилей, мотоциклов, бензина, автомобильного мас­ла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей, природного газа — всего 29 позиций. Для каждой позиции (товарной группы).

Налоговым кодексом установлена налоговая ставка (в процентах или рублях).

Единый социальный налогпредназначен для мобилизации средств, обеспечивающих реализацию права граждан на государ­ственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Плательщиками единого социального налога являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (органи­зации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признанные индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектами налогообложения являются выплаты и иные вознаг­раждения, начисляемые организациями и индивидуальными пред­принимателями в пользу физических лиц по трудовым и граждан­ско-правовым договорам, предметом которых является выполне­ние работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Для физических лиц, не являющихся индивидуальными пред­принимателями, объектом налогообложения признаются выпла­ты и иные вознаграждения по трудовым и иным гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей объектом налогообло­жения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговый, кодекс содержит перечень сумм, которые представ­ляют собой выплаты и иные вознаграждения, но не подлежат на­логообложению. К такого рода суммам относятся:

– государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, решениями представительных органов ме­стного самоуправления (включая пособия по временной нетрудо­способности, по уходу за больным ребенком, по безработице, бе­ременности и родам);

– все виды установленных компенсационных выплат (свя­занных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топ­лива или соответствующего денежного возмещения, оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального до­вольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия и др.);

– суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам (физическим лицам в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами, постра­давшим от террористических актов и др.).

В Налоговом кодексе перечислены и другие выплаты, не под­лежащие налогообложению.

Наконец, в Налоговом кодексе содержится список льгот, кото­рые предоставляются плательщикам социального налога.

В частности, от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

Уплата налога производится по четырем различным налоговым ставкам, установленным Налоговым кодексом для различных категорий налогоплательщиков. Ставки носят регрессивный характер – с увеличением налоговой базы ставка налога снижа­ется. Так, организации и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие выплаты физическим лицам, при налоговой базе на каждого отдельного работника до 280 тыс. руб. вносят социальный налог в размере 26%.

Социальный налог вносится в федеральный бюджет, в Фонд социального страхования, в фонды обязательно­го медицинского страхования (федеральный и территориальные).

Налог на прибыль.Плательщиком налога на прибыльявляются российские организации и иностранные организации, осуществ­ляющие свою деятельность в Российской Федерации через посто­янные представительства и (или) получающие доходы от источни­ков в Российской Федерации.

Объектом налогообложенияявляется прибыль, полученная на­логоплательщиком. Под прибылью понимается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, рассчитываемых в соответствии с Налоговым кодексом. К доходам Налоговый кодекс относит доходы от реализации товаров (работ, услуг, имуществен­ных прав), а также внереализационные доходы. Налоговый кодекс подробно регламентирует состав доходов от реализации, внереализационных доходов, а также состав расходов – материальных расходов на оплату труда, амортизационных и т.д.

Налоговой базой данного налога является денежное выражение прибыли.

Налоговой ставкадля данного налога, установленная Налоговым кодексом, составляет 20% (за исключением доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федера­ции через постоянные представительства, и доходов, полученных в виде дивидендов, по операциям с отдельными видами долговых обя­зательств; для них установлены иные ставки). При использовании ставки в размере 20% сумма налога, исчисленная в размере 6%, перечисляется в федеральный бюджет; в размере 14% – в бюдже­ты субъектов Федерации.

В современной российской налоговой системе большое значе­ние (особенно для малых предприятий) имеют:

а) упрощенная система налогообложения;

б) единый налог на вмененный доход.

Упрощенная система налогообложения в соответствии с действу­ющим Налоговым кодексом (глава 2б2) может быть введена для организаций и индивидуальных предпринимателей, удовлетворя­ющих определенным требованиям (условиям).

Во-первых, объемы деятельности организации (индивидуального предпринимателя) не должны превышать установленного уровня:

– доход от реализации организации (без учета налога на добав­ленную стоимость и налога с продаж) по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на указанную систему, не должен быть больше 11 млн. руб.;

– средняя численность работников организаций и индивиду­альных предпринимателей за налоговый период не должна пре­вышать 100 человек;

– стоимость амортизируемого имущества, находящегося в соб­ственности организации, не должна превышать 100 млн. руб.

Во-вторых, должны быть соблюдены определенные требования в отношении доли непосредственного участия других организа­ций — переходить на упрощенную систему налогообложения мо­гут только те организации, в которых эта доля не превышает 25%. (Данное ограничение не распространяется на организации, устав­ный капитал которых полностью состоит из вкладов обществен­ных организаций инвалидов и при этом среднесписочная числен­ность инвалидов составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.)

В-третьих, упрощенная система налогообложения может быть введена только для тех организаций и индивидуальных предпри­нимателей, которые не переведены:

а) на уплату единого налога на вмененный доход для отдель­ных видов деятельности (в соответствии с главой 263 Налогового кодекса);

б) на систему налогообложения для сельскохозяйственных то­варопроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Наконец, Налоговый кодекс РФ содержит перечень видов деятельности, занимаясь которыми, организации и индивидуальные предпри­ниматели не могут переходить на упрощенную систему налогообло­жения.К ним относится деятельность банков, страховщиков, не­государственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбардов, организаций, занимающихся игорным бизнесом, добычей и реа­лизацией полезных ископаемых (за исключением общераспрост­раненных), деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, производителей подакцизных товаров, а также участ­ников соглашений о разделе продукции.

В чем же заключается упрощенная система налогообложения?

Переведенные на упрощенную систему налогообложения органи­зации и индивидуальные предприниматели уплачивают единый на­лог и освобождаются от уплаты пяти действующих налогов (табл. 14).

Объектами налогообложения при упрощенной системе налого­обложения являются или доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговый кодекс содержит порядок опреде­ления (перечень) доходов, а также расходов, учитываемых при упрощенной системе налогообложения.

Таблица 14

Налоги, от уплаты которых освобождаются плательщики, перешедшие

на упрощенную систему налогообложения

Организации Индивидуальные предприниматели
Налог на прибыль организаций Налог на имущество организаций Налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную, территорию Российской Федерации) Единый социальный налог Налог на доходы с физических лиц (в отношении доходов от предпри­нимательской деятельности) Налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринима­тельской деятельности) Налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добав­ленную стоимость при ввозе товаров на таможенную террито­рию Российской Федерации) Единый социальный налог

 

Налоговые ставки при упрощенной системе налогообложения устанавливаются в размере 6%, если объектом налогообложения являются доходы, и 15%, если объектом налогообложения явля­ются доходы, уменьшенные на величину расходов. Следует отметить, что переход от общей системы налогообложения к упрощенной или возврат к общему режиму налогообложения является делом добровольным.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)– относительно новый на­лог. Впервые он был введен в 1998 г. Новая редакция Налогового кодекса содержит главу 263, целиком посвященную указанному налогу и существен­но меняющую ранее установленную систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Вмененный доход как объект налогообложенияотличается от других объектов такого рода тем, что он является не реально по­лученным, а потенционально возможным доходом налогоплателыцика. Рассчитывается он по специальной методике на основе учета определенных факторов, непосредственно влияющих на его величину.

Согласно действующему Налоговому кодексу система налого­обложения в виде налога на вмененный доход может применять­ся по решению субъекта Федерации в отношении следующих ви­дов деятельности:

1. Оказание бытовых услуг, включающих ремонт обуви и из­делий из меха, ремонт металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий, ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье; услуги по чистке обуви; оказание парикмахерских услуг, а также других видов бытовых услуг.

2. Оказание ветеринарных услуг.

3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

4. Розничная торговля, осуществляемая через магазины с пло­щадью торгового зала не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стацио­нарной торговой площади.

5. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м2.

6. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предприятиями, использующими не более 20 автомобилей.

Субъекты Федерации определяют своими законами виды пред­принимательской деятельности в пределах приведенного выше (указанного в Налоговом кодексе) перечня.

Следует отметить, что перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется налог на вменен­ный доход, за последние несколько лет подвергался изменению дважды: первый раз в марте 1999 г., второй – в июле 2002 г. Се­годня этот перечень существенно отличается от того, который был установлен законами от 31.07.98 г. и 31.03.99 г. В частности, в нем отсутствуют содержащиеся ранее пошив одежды, розничная торгов­ля горюче-смазочными материалами, оказание бухгалтерских, ауди­торских и юридических услуг, обучение, репетиторство, препода­вание и иная деятельность в области образования и др.

Уплата налога на вмененный доход освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты других налогов так же, как это имеет место при упрощенной системе налогооб­ложения (см. табл. 14).

Для исчисления суммы вмененного доходав зависимости от вида предпринимательской деятельности используются понятие «базовая доходность в рублях на ту или иную единицу физиче­ского показателя» и корректирующие коэффициенты базовой до­ходности.

Под базовой доходностью понимается условная месячная доход­ность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физиче­ского показателя, характеризующего данный вид предпринима­тельской деятельности. Для одних видов деятельности такой еди-

 

22. Предпринимательский риск: понятие, сущность, содержание.

 

Предпринимательский риск– непредвиденная субъектом хозяйственной дея­тельности опасность, которая способствует возникновению потерь, угро­жает реализации поставленной цели и обусловлена, прежде всего, случай­ным характером принятых им решений.

Основными видами экономических рисков являются:

материально-технический риск – связан с недостаточным или низ­ким уровнем материально-технической базы предприятия, которая не может обеспечить выпуск высококачественной конкурентоспо­собной продукции;

профильно-технологический риск – обусловлен переходом основных традиционных поставщиков к выпуску другой продукции, невозмож­ностью закупки важнейших комплектующих изделий ни в стране, ни на мировом рынке (из-за отсутствия валюты, а также отказа традици­онных поставщиков от заключения соглашений или неприемлемости их условий);

снабженческо-сбытовой риск – обусловлен снабжением некачествен­ными материалами, комплектующими изделиями, срывом или изме­нением условий заключенных договоров и своевременных поставок; несвоевременным снабжением товарами потребителя, их недостаточ­ным качеством, несвоевременным предоставлением послепродажных услуг и др. Среди снабженческо-сбытовых рисков к числу важных от­носятся:

– риск нереализации изготовленной продукции (из-за изменения структуры и сокращения потребности в данной продукции, замены данного вида продукции товарами других предприятий и т. п.);

– несвоевременного получения оплаты за реализованную продукцию;

– отказа покупателей от полученной продукции и др.;

производственный риск – непосредственно связан с процессом произ­водственной деятельности, в частности, с возможностью аварий, тех­нических неполадок и т. п.;

– инвестиционный риск – обусловлен нарушением материально-вещной структуры инвестиций, несвоевременной оплатой произведенных ка­питаловложений, несбалансированностью прямых (обеспечивающих владение контрольным пакетом акций) и портфельных (не обеспечи­вающих такого владения) инвестиций и др.;

кредитный риск – связан с опасностью невозвращения, частичного или несвоевременного возвращения кредитов. Среди кредитных рис­ков различают:

– кратко-, средне- и долгосрочные;

– необеспеченные (бланковые) и обеспеченные;

– мелкие, средние и большие;

– по формам кредитов (банковские, коммерческие и др.);

– по сферам использования (промышленность, приобретение това­ров и услуг, инвестиции и др.);

процентный риск – обусловлен непредвиденным изменением про­центных ставок;

валютный риск – вызван непредвиденным изменением курсов ино­странных, а также национальной валюты;

управленческий риск – связан с нерациональным характером решений, принятых менеджерами разных звеньев (в особенности высшего звена - президентами, вице-президентами компаний);

маркетинговый риск – вызван неточными прогнозами объемов иссле­дуемого рынка;

экономико-правовой риск – обусловлен изменениями в законодатель­стве (или его несовершенством) относительно экономической дея­тельности, неправильным применением государством действующего законодательства и т. п.;

политический риск – связан с революциями, переворотами (которые изменяют природу экономической системы), войнами и др.

проектные (связанные с самим проектом строительства, его качеством и т. п.);

портфельные (обусловленные полным или частичным несоответствием проекта инвестиционным возможностям предприятия) и др.

Разные виды и типы рисков тесно связаны между собою в целостную систему, взаимно зависят друг от друга.