Конкурентоспособность предприятия
В отличие от конкурентоспособности товара, которая может иметь как кратко-, так и долгосрочный характер, конкурентоспособность предприятияследует оценивать лишь в продолжительном периоде. Она означает наличие важных отличий данного предприятия от предприятий-конкурентов по уровню эффективности хозяйственной деятельности, формой проявления которой является способность приспосабливаться к условиям экономической конъюнктуры и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей.
К числу важнейших факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, относятся:
– внедрение в производство достижений науки и техники;
– рост объемов производства и емкости рынка;
– совершенствование системы действующих на предприятии стимулов к труду;
– позиции конкурирующих предприятий и др.
Современная теория и практика предпринимательства указывают, что основным средством повышения конкурентоспособности является реструктуризацияна различных уровнях экономической системы:
– на национальном уровне она предполагает перераспределение доли отделенных секторов в валовом внутреннем продукте, занятости, экспорте и импорте, ресурсном обеспечении, льготах и пр.;
– отраслевая реструктуризация означает снятие с производства или модернизацию неконкурентоспособных, нерентабельных изделий, разработку и освоение новой продукции, совершенствование технологий;
– реструктуризация предприятий означает вхождение на рынок новых предпринимателей, быстрый рост высокоэффективных компаний, свертывание или модернизацию убыточных предприятий.
Отличия между предприятиями-конкурентами по уровню эффективности хозяйственной деятельности определяют на основе анализа стратегических показателей их развития. К таковым принадлежат динамика активов, динамика продаж и динамика прибыли:
– активы – совокупность имущества, фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений, материальных запасов, вложений в ценные бумаги, патенты и др.), ресурсов предпринимателей;
– динамика активов – отношение прироста общей суммы активов в отчетный период к общей сумме активов предыдущего периода;
– динамика продаж – отношение прироста продажи товаров и услуг в текущем году к объему продаж в предыдущем году;
– динамика прибыли –. отношение прироста прибыли в текущем, году к объему прибыли в предыдущем году.
Конкретной формой эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности (прибыльность, доходность) предпринимательской деятельности, которая измеряется как кратное отделения величины прибыли на объем затрат.
Для оценки конкурентоспособности предприятия наиболее подходит коэффициент чистой прибыли:
Коэффициент чистой прибыли = ,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
Впр. – Выручка от продаж, руб.
Для достижения успеха в реализации предпринимательской идеи главная задача – найти для предприятия место на рынке. Наилучший вариант такого поиска – выявление еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью предварительно проводят сегментацию рынка.Важными объектами сегментации являются конкурирующие предприятия на рынке, отдельные группы товаров и услуг и потребители.
При проведении сегментации рынка предприниматель должен найти такую группу покупателей, потребности которых будут постоянно возрастать, а предприятие сможет их наиболее полно удовлетворять, обеспечивая тем самым стабильный рост прибылей. На этом этапе предпринимательской деятельности основная задача заключается в выявлении конкурирующих предприятий, товаров-аналогов или товаров-заменителей, способных заменить изготовляемые его предприятием товары. После этого определяют сильные и слабые стороны конкурентов, обосновывают их вероятные тактику и стратегию.
Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурента, необходимо знать:
– рыночную нишу, которую он занимает;
– объем его товарооборота;
– качество и количество товаров, на которые преимущественно ориентировано предприятие;
– форму и дизайн продукции, наличие торговой марки;
– гарантийный и послегарантийный сроки обслуживания покупателей;
– организацию сбыта, в частности, условия и сроки снабжения товарами, размещение складских помещений, способы транспортировки и стоимость этих операций и др.;
– если товары конкурирующих предприятий экспортируются за границу, необходимо выяснить, в какие страны, какую рыночную нишу они там занимают и т. д.
Анализ конкурирующих товаров завершается определением их конкурентоспособности – способности отвечать требованиям потребителей по сравнению с другими конкурирующими товарами
В 1997 году Питер Друкер выделил следующие конкурентные преимущества:
– современных условиях создание конкурентных преимуществ, во-первых, должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше;
– во-вторых, мало создать новый продукт – надо еще убедить покупателя в том, что этот продукт адекватен его образу жизни, совместим с ним физиологически и духовно.