Сущность исполнительной власти и система ее органов

Постановления палат Национального собрания

 

Законы принимаются по итогам реализации только одной группы парламентских полномочий – законодательных полномочий. Для осуществления же других групп полномочий Национального собрания принимаются постановления. Постановления имеют только один общий с законом признак: они принимаются Парламентом. Однако даже здесь необходима оговорка: постановления принимаются не совместно палатами Парламента, а каждой из палат в отдельности. Соответственно необходимо вести речь не о постановлениях Национального собрания, а постановлениях Палаты представителей и постановлениях Совета Республики.

Постановления палат Парламента принимаются для реализации контрольных и кадровых полномочий. Например: постановление Палаты представителей «Об отмене временного декрета Президента», постановление Совета Республики «Об избрании судей Конституционного суда», Постановление Совета Республики «О даче Президенту согласия на назначение Генерального прокурора».

Но даже в законодательном процессе, то есть при осуществлении законодательных полномочий, палатам Парламента не обойтись без постановлений. Каждая значимая процедура при прохождении законопроекта через Парламент оформляется постановлением той или иной палаты. Например: постановление Палаты представителей «О принятии законопроекта и направлении его Совету Республики», Постановление Совета Республики «Об отклонении законопроекта».

Подавляющее большинство постановлений палат представляют собой не нормативный акт. В некоторых случаях допускается принятие нормативных постановлений. Среди нормативных постановлений палат Парламента следует особо выделить регламенты палат.

Регламент палаты – это нормативный правовой акт, который детально определяет процедуру деятельности палаты, ее внутренних органов (постоянных комиссий), членов палаты.

Свой регламент имеется и у Палаты представителей и у Совета Республики. Регламент палаты не действует непосредственно, а оформляется постановлениями палат.

Постановление палаты Парламента подписывается председателем палаты и не направляется Президенту, в отличие от закона. Постановления палаты Парламента имеют меньшую юридическую силу, чем законы, а также декреты и указы Президента.

 

Первичной отправной точкой государственной деятельности является принятие законов, то есть работа Парламента. Однако законы не реализуются сами по себе, для их осуществления необходима колоссальная по объему и сложности работа тысяч органов и организаций. В реализации законов участвуют органы всех ветвей власти, кроме законодательной:

· органы исполнительной властиорганизуют исполнение закона;

· органы судебной власти разрешают правовые споры и другие юридические вопросы, возникающие в ходе реализации закона.

Участвуют в реализации законов и надзорно-контрольные органы. Они выявляют и пресекают нарушение законов.

Важная роль в реализации законов и других законодательных актов принадлежит исполнительной власти. В литературе распространено суждение о том, что исполнительная власть – это власть, которая исполняет законы. Однако такой подход не совсем точен, поскольку исполняют законы все государственные органы, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения, индивиды. По своей сущности исп20олнительная власть организует исполнение законов. Следовательно, исполнительная власть – это организаторская власть.

Организация исполнения законов и других законодательных актов включает несколько видов деятельности, которые осуществляются органами исполнительной власти:

1. Создание условий для реализации законов. Это основной вид деятельности, который наиболее ярко показывает специфику исполнительной власти. Например, если Конституция и законы гарантируют права граждан на охрану здоровья и образование, то органы исполнительной власти создают условия для реализации соответствующих положений Конституции и законов путем организации строительства больниц, поликлиник, школ, университетов, финансирования этих учреждений, комплектования их кадрами и т. п.

2. Решение вопроса о наличии у конкретного субъекта прав, обязанностей, предусмотренных законом. Такая деятельность именуется правоприменением. Например, органы исполнительной власти назначают пособие конкретному лицу, реализуя тем самым Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», ставят конкретных лиц на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и таким образом обеспечивают реализацию Жилищного кодекса, актов Президента.

Кроме того органы исполнительной власти помогают гражданам с осуществлением их прав, обязанностей, предусмотренных законом.

3. Принятие нормативных правовых актов. Организация исполнения законов предполагает не только фактические (организационные) действия, но и принятие нормативных правовых актов, необходимых для определения порядка реализации законов, конкретизации развития их положения. Однако принимаемые органами исполнительной власти акты носят подзаконный характер – издаются на основе и в соответствии с законом.

Все названные виды деятельности образуют понятие «государственного управления». Исполнительная власть и государственное управление очень тесно связаны между собой, но среди ученых нет единого мнения об их соотношении.

Думается, что исполнительная власть и государственное управление не тождественны. Дело в том, что органы государственного управления в Беларуси делятся на 2 вида:

1. Органы исполнительной власти;

2. Органы государственного управления, не входящие в исполнительную власть. К таким органам относятся:

a.Национальный банк;

b.Администрация Президента;

c.Республиканские органы государственного управления, не подчиненные Правительству:

ü Управление деламиПрезидента;

ü Национальный статистический комитет;

ü Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Деятельность органов исполнительной власти в значительной степени носит внеюридический характер. Исполнительная власть не связана с принятием законов (законодательная власть), разрешением юридических споров (судебная власть).Работа органов исполнительной власти направлена на текущее управление страной, а именно на организацию производства, строительства, транспортного обеспечения, образования и т. д.

В систему органов исполнительной власти Беларуси входят:

1. Президент. Первоначальная редакция Конституции назвала Президента главой государства и исполнительной власти. Согласно же действующей редакции Основного Закона Президент – это глава государства. Тем не менее, конституционные нормы о статусе Президента весьма противоречивы. Не определяя Президента в качестве главы исполнительной власти, Конституция в то же время наделяет его сильными полномочиями в исполнительной сфере. Конституционные нормы о таких полномочиях Президента и особенно практика их реализации позволяют сделать вывод, что Президент выступает субъектом исполнительной власти. Однако необходимо помнить, что статус Президента не охватывается целиком исполнительной ветвью власти, поскольку у него имеются серьезные законодательные полномочия, полномочия в судебной сфере.
2. Правительство. Это центральный орган государственного управления, который решает наибольшее число вопросов в исполнительной сфере.
3. Республиканские органы государственного управления (РОГУ), подчиненные Правительству: министерства и комитеты. Термин «республиканские органы государственного управления» имеет четкое содержание, предусмотренное законодательством. К республиканским органам государственного управления относятся: Ø Министерства и государственные комитеты, то есть органы, подчиненные Правительству; Ø Республиканские органы государственного управления, не подчиненные Правительству: § Управление делами Президента; § Национальный статистический комитет; § Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Последние подчинены Президенту.  
4. Территориальные органы министерств и государственных комитетов. Например, областные, районные городские инспекции министерства по налогам и сборам. Органы местного управления или местные исполнительные и распорядительные органы. Сюда относятся две разновидности органов: 1. Исполнительные комитеты; 2. Местные администрации. Органы местного управления в иерархии исполнительной власти находятся на одном уровне с территориальными органами министерств и государственных комитетов.

 

Исполнительная ветвь власти представлена наибольшим количеством органов по сравнению с другими ветвями власти. В связи с этим исполнительная власть самая сильная ветвь власти.