B. Опубликование закона.

Постпарламентский

B. Стадия рассмотрения и одобрения законопроекта Советом Республики.

Парламентский

C. Законодательная инициатива.

Допарламентский

Законодательный процесс

Принимаемый в особом порядке

Особый порядок принятия закона выражается в законодательном процессе. Данный процесс является наиболее сложным, многостадийным и длительным по сравнению с процессом принятием других нормативных правовых актов. Такой особый порядок призван исключить возможные ошибки в законе как акте, регулирующем важнейшие отношения людей.

Это и есть минус закона. Он долго разрабатывается и иногда запаздывает. Закон – это всегда ответ завтрашнего дня на сегодняшние потребности.

 

Важная роль закона обуславливаетпредъявление повышенных требований к процедуре его создания. Законодательный процесс регулируется:

· Конституцией (статьями 99, 100, 103-105);

· Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»;

· Указом Президента от 11 августа 2003 года №359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;

· Декретом Президента от 10 декабря 1998 года № 22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»;

· РегламентомПалаты представителей,

· РегламентомСовета Республики, а также другими нормативными правовыми актами.

Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.

Такое же значения имеет законотворческий процесс. Парламент – основной, но далеко не единственный участник законодательного процесса.

Исходя из роли Парламента в законодательном процессе можно выделить 3 крупных этапа. Каждый из названных этапов представлен в свою очередь несколькими стадиями (более мелкими процедурами);

a. Планирование законотворчества;

b. Подготовка законопроекта;

a. Стадия рассмотрения и принятия законопроекта Палатой представителей;

a. Подписание закона Президентом;

Первая стадия: планирование законотворчества

Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.

Разработкой названных планов занимаетсяНациональный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года онназывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержаниюпланы упорядочивают 2 стадии законодательного процесса: