Принимаемый Парламентом

Имеющий высокую юридическую силу

Регулирующий самые важные общественные отношения

Отношения, регулируемые законом, образуют его предмет. Закон призван регламентировать важнейшие отношения в обществе. В частности к ним относятся:

ü Отношения, названные пунктом 1 статьи 97Конституции Беларуси;

ü Отношения, определенныепунктом 2 статьи 97 Конституции Беларуси;

ü Отношения, названные в других статьях Конституции в качестве предмета закона (напримерстатьи 35, 71).

ü Иные важнейшие отношения, которые квалифицированы Парламентом в качестве отношений, подлежащих регулированию законом. Наличие таких отношений свидетельствует о том, что ни в Конституции ни в других актах законодательства нет исчерпывающего круга вопросов, которые должны регулироваться законом. Например, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «Оветеринарном деле», «О семенах».

Законы обладают высокой юридической силой, это значит, что характеризуется преимуществом по отношению к большинству других нормативным правовым актам. Однако в демократических государствах признается не просто высокая, а высшая юридическая сила закона и соответственно закрепляетсяпринцип верховенства закона. Первоначальнаяредакция КонституцииРеспублики Беларусь (статья 7) также исходила из принципа верховенства закона. Действующая же редакция Конституции (статья 7) содержит принцип верховенства права в целом, а не закона. Это объясняется наделением Президента полномочиями по изданию актов, которые не уступают силе законам. Издание Президентом данных актов привело к формированию очень важного для законодательной практикипонятия «законодательные акты».

Законодательные акты – это:

· Конституция;

· Законы;

· Декреты Президента;

· Указы Президента (в том числе подзаконные).

 

 

Нельзя забыватьтакже, что ратифицированныемеждународные договоры обладают верховенством над законом.

 

Закон выступает актом именно Парламента, а не главы государства или какого-либо иного государственного органа. Законы принимает Парламент. Ряд специалистов считают закон актом не Парламента, а государства в целом. Они выделяют некоторые специфические черты закона, носящие характер общегосударственных черт:

1.В подготовке и введении закона в действие участвует не только Парламент, но и органы других ветвей власти (Президент);

2.Закон единственный нормативный правовой акт, в названии которого содержится указание не на отдельный орган, а на государство в целом.

Действительно, признавая наличие у закона общегосударственных черт,следует тем не менее отметить, что исторически и по своей сущностизакон являлся и является актом именно Парламента. Достаточно сказать, что Парламенту принадлежит право принятия окончательного решения по проекту закона.