Нормативный правовой акт
Закон
D. в отношении Местных советов депутатов.
A. в отношении Президента.
ü Совместно с Палатой представителей может отменить временный декрет Президента;
ü Совместно с Палатой представителей вправе досрочно освободить Президента от должности по состоянию здоровья либо смесить его с должности за совершение тяжкого преступления;
ü Рассматривает указы Президента о введении военного, чрезвычайного положения, обобъявлении мобилизации и может утвердить, либо отклонить данный указ;
ü вправе отменять решения Местных советов депутатов, если они не соответствуют законодательству;
ü может распуститьМестный совет депутатов в случае систематического или грубого нарушения законодательства.
3. Кадровые. В отличие от Палаты представителейСовет республики обладает большим числом кадровых полномочий:
a. формирует половину состава Конституционного суда и Центр комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (по 6 чел);
b. дает согласие Президенту на назначение ряда высших должностных лиц:
ü Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов;
ü Генерального прокурора;
ü Председателя правления Национального банка.
c. дает согласие Президенту на формирование полного состава следующих органов:
ü Верховного суда;
ü Высшего Хозяйственного суда;
ü Правления Национального банка.
В Конституции Беларуси содержаться и некоторые другие полномочия Совета Республики (найти самим!!).
Необходимо подчеркнуть, что Совет республики, как и нижняя палата, может осуществлять только те полномочия, которые отражены в Конституции. Запрещается устанавливать в законах дополнительные полномочия Совета республики. Таково положение последней части статьи 98 Конституции.
Основной закон предусматриваетдва основания для роспуска Президентом Совета республики:
1.Систематическое или грубое нарушение Советом республики Конституции;
2.Если распущена Палата представителей.
Закон важнейший из правовых актов государства с континентальной правовой системой. На основе Конституции, Закона « О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно привести следующее определение закона:
Закон – это нормативный правовой акт 1), регулирующий самые важные общественные отношения 2), имеющий высокую юридическую силусилу 3), и принимаемый Парламентом4) в особом порядке 5).
Закон является именно нормативным актом, то есть включает нормы права, а не индивидуально-правовые предписания. Нормативная природа закона имеет глубокое обоснование и связана с двумя важнейшими правовыми принципами:
1. Равенство всех перед законом. Чтобы реализовать этот принцип, закон должен устанавливать единообразные правила для всех, а такими правилами могут быть только нормы права. Не допускается вводить законом преимущества или, наоборот, ограничения для конкретных лиц, поскольку такие индивидуальные предписания входили бы в противоречие с принципом равенства.
2. Разделение властей. Работа органов исполнительной и судебной властей чаще всего выражается в изданиииндивидуальных правовых актов: актов, о назначении пенсии конкретному лицу, о возбуждении уголовного дела, о назначении наказания конкретному лицу и т. п. Такие индивидуальные правовые акты не нарушают принцип равенства, поскольку издаются на основании закона, единого для всех. Если бы закон содержал индивидуально-правовые предписания, это означало бы вторжение Парламента в компетенцию органов других ветвей власти.