Нормативный правовой акт

Закон

D. в отношении Местных советов депутатов.

A. в отношении Президента.

ü Совместно с Палатой представителей может отменить временный декрет Президента;

ü Совместно с Палатой представителей вправе досрочно освободить Президента от должности по состоянию здоровья либо смесить его с должности за совершение тяжкого преступления;

ü Рассматривает указы Президента о введении военного, чрезвычайного положения, обобъявлении мобилизации и может утвердить, либо отклонить данный указ;

ü вправе отменять решения Местных советов депутатов, если они не соответствуют законодательству;

ü может распуститьМестный совет депутатов в случае систематического или грубого нарушения законодательства.

3. Кадровые. В отличие от Палаты представителейСовет республики обладает большим числом кадровых полномочий:

a. формирует половину состава Конституционного суда и Центр комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (по 6 чел);

b. дает согласие Президенту на назначение ряда высших должностных лиц:

ü Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов;

ü Генерального прокурора;

ü Председателя правления Национального банка.

c. дает согласие Президенту на формирование полного состава следующих органов:

ü Верховного суда;

ü Высшего Хозяйственного суда;

ü Правления Национального банка.

В Конституции Беларуси содержаться и некоторые другие полномочия Совета Республики (найти самим!!).

Необходимо подчеркнуть, что Совет республики, как и нижняя палата, может осуществлять только те полномочия, которые отражены в Конституции. Запрещается устанавливать в законах дополнительные полномочия Совета республики. Таково положение последней части статьи 98 Конституции.

Основной закон предусматриваетдва основания для роспуска Президентом Совета республики:

1.Систематическое или грубое нарушение Советом республики Конституции;

2.Если распущена Палата представителей.

 

Закон важнейший из правовых актов государства с континентальной правовой системой. На основе Конституции, Закона « О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно привести следующее определение закона:

Закон – это нормативный правовой акт 1), регулирующий самые важные общественные отношения 2), имеющий высокую юридическую силусилу 3), и принимаемый Парламентом4) в особом порядке 5).

Закон является именно нормативным актом, то есть включает нормы права, а не индивидуально-правовые предписания. Нормативная природа закона имеет глубокое обоснование и связана с двумя важнейшими правовыми принципами:

1. Равенство всех перед законом. Чтобы реализовать этот принцип, закон должен устанавливать единообразные правила для всех, а такими правилами могут быть только нормы права. Не допускается вводить законом преимущества или, наоборот, ограничения для конкретных лиц, поскольку такие индивидуальные предписания входили бы в противоречие с принципом равенства.

2. Разделение властей. Работа органов исполнительной и судебной властей чаще всего выражается в изданиииндивидуальных правовых актов: актов, о назначении пенсии конкретному лицу, о возбуждении уголовного дела, о назначении наказания конкретному лицу и т. п. Такие индивидуальные правовые акты не нарушают принцип равенства, поскольку издаются на основании закона, единого для всех. Если бы закон содержал индивидуально-правовые предписания, это означало бы вторжение Парламента в компетенцию органов других ветвей власти.