Газотурбинная установка как объект автоматизации
Основными задачами автоматизации регулирования и управления судовых ГТУ являются: поддержание на установившихся режимах заданных значений регулируемых параметров; переход с одного установившегося режима на другой в минимальное время без превышения допустимых значений параметров; пуск с выходом на режим минимальной частоты вращения (холостой ход) и остановка; защита от выхода параметров за допустимые пределы, аварийная и предупредительная сигнализация; дистанционное автоматизированное управление комплексами ГТУ — ВФШ или ГТУ — ВРШ.
В качестве примера рассмотрим работу схемы автоматизации комплекса ГТУ — ВРШ газотурбохода «Парижская коммуна» (рис. 7). Основным видом вспомогательной энергии системы управления, регулирования и защиты является сжатый воздух, поступающий к элементам пневмоавтоматики от ТКВД25 через воздухоохладитель и фильтр. Принцип действия всех пневмоэлементов основан на компенсации сил, действующих на их мембраны. Выходными звеньями пневмоэлементов являются шариковые усилители мощности.
На валу 11 пульта управления закреплены четыре кулака. Два из них (одинакового профиля) воздействуют на пневмозадатчики 20 и 22 газа, предназначенные для управления двумя двигателями спаренной ГТУ. Через выходной штуцер 21 пневмозадатчика 20 сигнал подается в схему регулирования второго двигателя. От положения кулака, действующего на задатчик 22, зависит давление воздуха, подаваемого на вход мембранного регулятора расхода топлива 24. Последний поддерживает заданное давление топлива перед форсунками 26. В зависимости от этого давления распределительным клапаном 25 меняется подача топлива к соплам форсунок, чем обеспечивается качественное сжигание топлива в камере 27 при различных нагрузках ГТУ.
Одновременно воздух от задатчика 22 подается в полость задания преобразователя 5 всережимного пневмогидравлического регулятора 22 частоты вращения ТКВД. Третий кулак распределительного вала 11 воздействует на пневмозадатчик 19 настройки всережимного регулятора частоты вращения винта 31 регулируемого шага.
Частоту вращения ВРШ регулируют изменением мощности турбины и компрессора низкого давления 29, а также изменением шага винта. Выходной вал ТКНД связан с датчиком частоты вращения (импеллером) 1 у нагнетающим масло под давлением в измерительную полость преобразователя 7. Выходной сигнал преобразователя в виде давления воздуха поступает через усилитель импульса 3 в измерительную полость пропорционально-дифференциального блока 8. Выходное давление блока 8 создает усилие на поршне задатчика шага 17. Это усилие, складываясь с силой действия пружины, на установившемся режиме уравновешивается силой действия давления от задатчика 19. Поршень неподвижен, а его выходной шток через шестеренный привод удерживает в определенном положении электрический задатчик шага 18. По сигналу от задатчика 18 механизм 30 изменения шага удерживает лопасти винта в заданном положении.
При изменении нагрузки на ВРШ изменяется частота его вращения, а по сигналу от импеллера 1 действуют звенья 3, 7, 8 и меняется давление в левой полости задатчика шага 17. В нем нарушается равновесие сил и воздействие, направленное в сторону его восстановления, передается через задатчик 18 на механизм 30. Так, при оголении ВРШ в штормовых условиях выдвигается шток задатчика 17 и увеличивается шаг винта. С ростом нагрузки регулятор оказывает обратное действие, т.е. изменением разворота лопастей ВРШ стабилизирует заданную частоту вращения в пределах своей неравномерности.
Применение пропорционально-дифференциального блока 8 и усилителя 3 импульса позволяет увеличить быстродействие системы благодаря тому, что регулятор реагирует не только на изменение, но и на ускорение частоты вращения ВРШ. Одновременно при изменении частоты вращения по сигналам от импеллера 1 через ограничительный регулятор 4 частоты вращения ТКНД, выходной сигнал которого в виде давления воздуха подается на регулятор расхода топлива 24 изменяется топливоподача. Аналогично по сигналу от импеллера 2 через преобразователи 6 и 5 ограничительного регулятора передается воздействие на регулятор расхода топлива 24 в случае изменения частоты вращения ТКВД 28.
При среднем положении кулачкового вала 11 газотурбинная установка работает на холостых оборотах, а лопасти ВРШ находятся в нулевом положении. Мощность установки и скоростной режим движения судна изменяют из ЦПУ воздействием на рукоятку 9 «Винт — газ», механически связанную с кулачковым валом 11. С разворотом вала через кулаки воздействие передается на задатчики частоты вращения ,
19, 20 и 22, а через кулак задания шага (коноид) 16 — на задатчик шага 17. При этом регулируется подача топлива и изменяется шаг винта в рассмотренной последовательности. Дистанционное воздействие на кулачковый вал производится из рулевой рубки с помощью электромеханической связи, состоящей из датчика команд 12 и электропривода 10.
Введение блока коррекции по ускорению частоты вращения ТКНД 8 и усилителя импульса 3 позволяет также уменьшить вероятность возникновения помпажных явлений компрессоров при изменении режимов работы установки на средних и малых ходах. С этой целью установлены клапан 13 подачи воздуха с баллоном 14, обеспечивающие задержку перекладки лопастей ВРШ при установке кулачкового вала в положение «Стоп» (холостого хода) либо при прохождении кулачкового вала через это положение.
Корректировать шаг ВРШ можно вручную маховиком 15, а подачу топлива — задатчиком 23. При статической настройке звеньев системы изменяют предварительное затяжение подстроечных пружин блоков, а при динамической — проходные сечения дроссельных клапанов на импульсных магистралях.
Рисунок 7 – Схема ДАУ комплекса ГТУ — ВРШ газотурбохода «Парижская коммуна».