Регулируемые параметры и способы регулирования
Задача автоматизации паротурбинных установок и основы регулирования частоты вращения ротора турбины
Автоматизация судовых паротурбинных установок
Регулируемые параметры и способы регулирования. Современные паротурбинные установки оснащают средствами автоматики, обеспечивающими управление, регулирование, защиту и контроль работы главных, вспомогательных турбин и обслуживающих их систем. Система управления позволяет дистанционно либо автоматически производить пуск, остановку, реверсирование и изменение режимов работы различных турбоагрегатов в соответствии с алгоритмом их функционирования.
Составной частью системы управления паровой турбины является АСР частоты вращения и давления пара в концевых уплотнениях ротора, давления и температуры масла.
Автоматическая защита обеспечивает закрытие БЗК, управляющего подводом пара к турбине, при предельных отклонениях критических параметров, что позволяет предотвратить аварию турбины.
Одним из основных регулируемых параметров турбины является частота вращения ротора, которая должна поддерживаться на заданном уровне. При установившемся режиме крутящий момент Мд, развиваемый турбиной, и момент сопротивления Мс (необходимый для привода гребного винта, электрического генератора, насоса и т.д.) равны, а частота вращения n0 неизменна.
В условиях эксплуатации момент сопротивления может изменяться произвольно, в зависимости от нужд потребителей. Тогда для поддержания заданной частоты вращения необходимо однозначно изменять крутящий момент турбины. Для этого изменяют количество подаваемого пара (открытием либо закрытием отдельных групп сопел) — количественное регулирование или изменением параметров пара путем его дросселирования (изменения степени открытия маневрового клапана) — качественное регулирование. Первый способ более экономичен, однако не обеспечивает высокой точности поддержания частоты вращения; его применяют при работе турбин на продолжительных установившихся режимах с частичной нагрузкой. Второй способ может обеспечить высокую точность поддержания частоты вращения, однако менее экономичен. При автоматизации ТГ иногда применяют одновременно оба способа автоматического регулирования, но в этом случае необходимо устанавливать специальный РО, довольно сложный по устройству.
В главных турбинах обычно количественное регулирование осуществляют изменением числа работающих сопел вручную, а качественное — автоматически путем дросселирования пара. Рассмотрим работу ГТЗА с прямой передачей мощности на гребной ВФШ.
Предельная схема включения регулятора
При полном открытии маневрового и сопловых клапанов зависимость развиваемых турбиной крутящих моментов от частоты вращения ротора (рис. 6, а) определяется характеристикой mн подвода. Характеристикой отвода является «нормальная» винтовая характеристика ОВ, показывающая зависимость крутящего момента, необходимого для вращения винта с частотой п. Тогда установившийся режим ГТЗА — ВФШ при номинальной скорости судна определится параметрами точки В (Мд.н =Мс.н : nn) — точки пересечения этих характеристик.
С увеличением сопротивления движению корпуса судна (движение во льдах, против ветра, по мелководью и т. д.) возрастает нагрузка и характеристика отвода смещается в положение ОА, что соответствует характеристике «тяжелого» винта. Тогда при том же открытии клапанов на подводе пара появляется разность крутящих моментов, под действием которой скоростной режим ГТЗА — ВФШ изменяется по характеристике АВ турбины и в точке А (Мд1=Мс1: n1) наступает установившийся режим. Несмотря на снижение частоты вращения турбина работает с большей нагрузкой по крутящему моменту.
С уменьшением нагрузки (при оголении винта в штормовых условиях) винтовая характеристика смещается в положение ОД («легкий» винт) и скоростной режим изменяется по характеристике BD. Если условно принять, что характеристика винта останется на некоторое время в этом положении, то в точке D (МД4=МС4 : n4) наступит установившийся режим.
Рисунок 6 – Статические характеристики комплекса ГТЗА – ВФШ – АСР.
Следовательно, комплекс ГТЗА — ВФШ с точки зрения частоты вращения обладает положительным саморегулированием, т. е. является устойчивым объектом. Однако при сбросе нагрузки частота вращения n4 может достичь недопустимых пределов, грозящих аварией, т. е. ГТЗА может пойти вразнос. Предотвратить это можно установкой регулятора частоты вращения, выполняющего функции ограничителя. Его настраивают таким образом, чтобы при росте частоты вращения на 3-5 % сверх номинальной nп он вступал в работу и ограничивал подачу пара в турбину. Тогда при сбросе нагрузки вначале скоростной режим изменяется по линии ВС, а затем при частоте вращения n2 в работу вступает регулятор и по регуляторной характеристике СЕ воздействует на РО в сторону уменьшения подачи пара к турбине. Условный установившийся режим наступает в точке Е (Мд3=Мс3 : n3) пересечения регуляторной характеристики СЕ с «легкой» винтовой характеристикой 0D, а регулятор устанавливает РО в промежуточное положение, что соответствует работе ГТЗА по характеристике m1. С ростом нагрузки (при погружении винта в воду) частота вращения снижается, и при значении n2 регулятор увеличивает подачу пара до номинальной, а сам выключается из работы.
Схема включения регулятора, при которой он вступает в работу и ограничивает подвод энергии к ОР только при росте частоты вращения выше номинальной, называется предельной.
На турбинах по предельной схеме включаются обычно однорежимные ограничительные регуляторы частоты вращения и предельные выключатели системы защиты, воздействующие на БЗК.
Однорежимным называется регулятор, который может поддерживать только одну заданную частоту вращения в пределах статической неравномерности. В таких регуляторах предусматривается подстройка (изменение задания) в очень узком диапазоне частоты вращения. При этом статическая характеристика АСР (регуляторная) смещается параллельно самой себе.
На некоторых паровых турбинах установлены однорежимные статические ограничительные регуляторы непрямого действия с ЖОС, обладающие неравномерностью δ=5%. Причем при значительном сбросе нагрузки они не обеспечивают полного закрытия БЗК и остается некоторый минимальный подвод пара к турбине.
Для полного исключения аварии турбины предусматривается автоматическая защита по максимально допускаемой частоте вращения. Рост частоты вращения на 13—15% сверх номинальной приводит к срабатыванию предельного выключателя (регулятора безопасности) и полному закрытию БЗК. При правильной настройке и нормальной работе ограничительный регулятор должен удерживать частоту вращения в пределах, при которых предельный выключатель не вступает в работу.
Всережимная схема включения регулятора.
Для перехода судна с ПТУ и ВФШ с одного скоростного режима на другой необходимо изменять частоту вращения винта, а следовательно, и турбины. В современных ПТУ этот процесс автоматизирован — производится через всережимный регулятор частоты вращения изменением уставки его задания.
Всережимным называется регулятор, который может поддерживать любой заданный скоростной режим от минимально устойчивой частоты вращения вала двигателя до номинальной с точностью, определяемой его нечувствительностью и неравномерностью. Возмущением в таких регуляторах может быть изменение как частоты вращения, так и задания.
Всережимный регулятор паротурбинной установки с ВФШ, дросселируя пар в маневровом клапане, может поддерживать заданную частоту вращения вала в диапазоне от режима полного хода судна до 1—2 % этого значения на режимах самого малого хода. В этом случае всережимный регулятор включается в работу по всережимной схеме, при которой непрерывным воздействием регулятора на РО объекта регулирования стабилизируется заданная частота вращения.
Рассмотрим работу ГТЗА — ВФШ с все режимным регулятором, включенным по всережимной схеме. На режиме малого хода судна (рис. 6, б) установившийся режим характеризуется точкой L пересечения регуляторной характеристики R1 с нормальной винтовой характеристикой 2. Регулятор поддерживает заданную частоту вращения n1, удерживая приоткрытым маневровый клапан, что соответствует работе турбины по частичной характеристике m1.
Для перехода на режим среднего хода необходимо увеличить уставку задания регулятора. Чтобы понять сущность переходного процесса, мгновенно увеличим задание регулятору, что приведет к смещению регуляторной характеристики в положение R2. В этом случае регулятор, стремясь поддержать вновь заданную частоту вращения, полностью открывает маневровый клапан, и ГТЗА с ВФШ будут разгоняться вначале по характеристике FG турбины, затем регулятор начинает уменьшать подачу пара, и разгон продолжается по регуляторной характеристике R2. В точке К после того, как закончится разгон ГТЗА с ВФШ и корпуса судна, наступает установившийся режим. Регулятор поддерживает частоту вращения n2, а турбина работает по частичной характеристике m2.
При изменении нагрузки винтовая характеристика может сместиться в положения 1 или 3, а регулятор поддерживает заданную частоту вращения в пределах статической неравномерности и нечувствительности, непрерывно воздействуя на маневровый клапан.
Для перехода на режим полного хода увеличивают задание регулятору до номинального значения, что приводит к смещению регуляторной характеристики в положение RH. Переходный процесс происходит аналогично рассмотренному.
В условиях эксплуатации разгон турбины во времени производят медленно постепенным увеличением задания регулятору, с тем чтобы исключить механическую и тепловую перегрузки ГТЗА.
При работе ГТЗА в комплексе с гребным ВРШ установка всережимного регулятора, включенного по всережимной схеме, обязательна. Объясняется это тем, что скоростной режим судна меняется не только изменением частоты вращения ВРШ, но и изменением угла разворота его лопастей. С уменьшением шага винтовые характеристики становятся пологими, а нагрузка уменьшается. При нулевом развороте лопастей ВРШ нагрузка минимальная, а регулятор поддерживает заданную частоту вращения в пределах неравномерности АСР.
В автоматической системе регулирования частоты вращения турбогенератора устанавливают однорежимные регуляторы, обеспечивающие поддержание заданной частоты вращения вала и частоты тока в электрической сети в пределах допускаемой статической неравномерности, а включают их по всережимной схеме.