Использование пространственных свойств цвета

Виды цветовых гармоний

Всех видов хроматических гармоний

Композиционные возможности

Принцип трёхкомпонентности в цветовой композиции

· Три цветовых тона:

o три основных цвета: синий, красный, жёлтый

 

· Три степени насыщенности:

o средняя (50%);

o слабая (min);

o сильная, спектральная (max).

 

· Три светлотности тона:

o затемненные, зачерненные;

o высветленные, выбеленные;

o средние (50%)

 

· Три площади цветового пятна (количество цвета):

o малое;

o среднее;

o большое

 

· Три направления цветового пятна за счет объединения тождественных по цветовым характеристикам пятен:

o вертикальное, горизонтальное, диогональное;

o вертикальное, диогональное, круговое;

o диогональное, горизонтальное, круговое;

o вертикальное, горизонтальное, круговое;

o вертикальное, горизонтальное, круговое.


 

Цветовая гармония – сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующее единое органическое целое и вызывающее эстетическое переживание.

Цветовая систематизация – приведение множества цветов к системе, связывающей определенный цвет с определенной точкой плоскости или пространства с целью кодировки и гармонизации.

· ахроматические + цвет

· однотоновая (монохромная) гармония

· гармония родственных цветов

· контраст основных цветов

· контраст дополнительных цветов

· родственно-контрастные

 

Основные цвета – три цвета: желтый, красный и синий, которые вместе с их дополнительными цветами образуют спектральные цвета.

Например, многим кажется, что самый резкий контраст существует между белым и черным цветом. Это не так. В ряду цветов, находящихся в контрастных отношениях, пара белый и черный цвет занимает далеко не первое место. Вот этот ряд: 1 — желтый и черный цвета, 2 — зеленый и белый, 3 — красный и белый, 4 — синий и белый, 5 — белый и черный (!), 6 — красный и желтый и т. д. В конце него стоит наименее контрастное яркостное отношение красного и зеленого цвета.

Гамма – в изобразительном и декоративном искусстве целостность цветовых оттенков, получаемая за счет выделения одного цвета в качестве основного и частично проникающего во все остальные цвета, например, холодная гамма, красная гамма, серебристая и т.д

Валёр – тональный нюансв искусстве живописи, графики или росписи; минимальное, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте («писать валёрами»); валёры достигаются техникой лессировки.

Оттенок – небольшое различие, нюанс в цвете или тоне; ахроматический оттенок – нюанс светлоты, то же, что валёр.

В цвете есть силы, способные выявлять глубину. Пространственное воздействие цвета зависит от:

· контраста светлого и темного

· насыщенности цвета

· площади его распространения

 

Когда шесть цветов - желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном фоне один возле другого без интервалов, то совершен но явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым.При использовании белого фона впечатление глубины меняется - фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым е качестве «близкого и родственного».Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет. 3десь сталкиваемся с относительностью цветового воздействия.

Возможность цвета выявлять глубину пространства – шесть основных цветов на черном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сечения. Принцип золотого сечения основан на том, что самый маленький отрезок относится к самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то это означает, что АС относится к СВ как СВ к АВ. В области цвета это означает следующее: если мы поместим оранжевый цвет между желтым и красным, каждый из которых имеет свою степень глубины, то разница глубины между желто-оранжевым и оранжево-красным будет соответствовать отношениям «меньшего» к «большему». То же отношение «меньшего» к «большему» существует между желто-красно-оранжевым и красно-оранжево-синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся желто-красный и красно-фиолетовый цвет, как и желто-зеленый и зелено-синий.

Желтый, красно-оранжевый и синий на черном фоне имеют следующую картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как черный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперед, красно-оранжевый остается почти на месте, а желтый только слегка выдвигается вперед. Отношения глубин между желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим, соответствуют отношениям «большего» к «меньшему».Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед.

Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину.

Если встречается контраст светлого и темного, то ощущение глубины или усиливается благодаря цвету, или нейтрализуется, или же будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так: красно-оранжевый выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь. Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще сильнее. Если слегка осветлить сине-зеленый, то он произведет то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлен еще сильнее, то выступит вперед, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.

Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по свет лоте, но блеклыми цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и темного или холодного и теплого, впечатление глубины снова изменяется.

Контраст размеров цветовых пятен играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое желтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и желтый цвет в этом случае выступает вперед. Если мы будем увеличивать площадь, занятую желтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда желтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Желтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперед.

Если бы мы захотели рассмотреть все возможные варианты с точки зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в правильном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. 3десь можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и поставленные им цели.

Для того чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, нужно желтый, красно-оранжевый и синий расположить на черном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном случае - слева направо и в другом - справа налево. Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить, сравнивая, например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и горизонтальных их положениях, пересечениях и наложениях, используя для этого белый и черный фон. Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспечить живописную глубину, то для этого нужно упражнять свое видение в восприятии возможностей цвета в построении пространства. «Не устраивайте окон, не делайте дыр в картине», - говорил Коро, призывая живописцев быть внимательными к общей целостности пространства. Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Как правило, пространство картины строится за счет двух, трех и большего количества планов. Но наиболее распространенный вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах. Знание выше перечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.