Статика динамика цвета
Роль цвета в организации доминантных отношений в композиции
Менее активные — фиолетово-синие
Активные цвета — ярко-красно-оранжевые
нейтральные желто-зеленые оттенки.
Цветовое сочетание | Закон соподчинения | Доминирующие элементы | Второстепенные элем. |
любое, где: площадь цвета №1 больше площади цвета №2 S1>S2 | количества | o Цвет №1 при большой площади цветового пятна; o Цвет №2 при скоплении | o Цвет №1 при рассредоточении пятен o Цвет №2 при меньшей площади множества пятен |
любое, где: площадь цвета №1 равна площади цвета №2 S1=S2 | количества | o Цвет №1 или o Цвет №2 при наличии контраста | o Цвет №1 или o Цвет №2 при наличии нюанса («серости») |
любое, где: площадь цвета №1 меньше площади цвета №2 S1<S2 | количества | o Цвет №1 при большой площади цветового пятна; o Цвет №2 при скоплении | o Цвет №1 при рассредоточении пятен o Цвет №2 при меньшей площади множества пятен |
для всех видов | качества: форма цветового пятна | o стабильная o определённая | o аморфная o не определённая |
для всех вдов, кроме ахроматических + цвет, однотоновых (монохромных) | качества: темература цвета (тёплый/холодный) | o тёплые | o холодные |
для всех вдов, кроме однотоновых (монохромных), родственных | качества: цветовой тон | o контрастен к остальным элементам и фону | o не контрастен, а подобен |
для всех видов, особенно для однотоновых (монохромных), родственных | качества: светлотный тон | o контрастен к остальным элементам и фону | o не контрастен, а подобен |
для всех видов, особенно для однотоновых (монохромных), родственных | качества: насыщенность | o наиболее насыщенны, приближены к спектральным | o наименее насыщены |
для всех видов | центральное расположение | o не обязательно в центре o контрастен к остальным элементам и фону o наиболее насыщенны | o может быть в центре o не контрастен, а подобен o наименее насыщены o («серость») |
для всех видов | направленность элементов | o подчеркнута тождественностью цветовой насыщенности светлотным контрастом | o хаотичность o контраст |
для всех видов | смысловой фактор | o символика цвета o форма смыслообразующего объекта усилена цветом | o «не говорящий», «бессмысленный» цвет |
Важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей.
· форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной
· форма может быть «прикрепленной» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему ее краю, или сразу к обоим, такое «прикрепление» называется «растяжением».
Устойчивость может быть достигнута и за счет подчеркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами.
В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования четко выраженной направленности ограничивающих линий.