Роль цвета в композиции

Конспект

План

1. Роль цвета в композиции

 

 

2. Композиционные возможности всех видов хроматических гармоний

· ахроматические + цвет

· однотоновая (монохромная)

· родственная

· контраст основных цветов

· контраст дополнительных цветов

· родственно-контрастная

· гамма

 

 

3. Установление гармонического равновесия активных и пассивных цветовых пятен:

· равновесие цвета

· доминирующая роль цвета

· статика динамика цвета

· трехкомпонентность

 

 

4. Использование пространственных свойств цвета.


 

С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство,

вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.

Эмоциональное воздействие цветана человека носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления они могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции.

Можно выделить психологические и образно-эстетические свойства разных цветов.

Цветовая культура – составляющая культуры, феномен, опирающийся на психофизиологию восприятия, на колористку как сумму знаний о цветовой среде. Раскрывается в различных аспектах духовной и материальной жизни. Цветовая культура возникает и бытует в гуще социально-пространственных процессов.

Цветовая символика – способность цвета выражать некоторую идею, нести определенный смысл.

Направление цветового пятна:

· направленность формы цветового пятна

· направленность группы подобных тождественных цветовых пятен

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части, слева или справа.

Синий

· в нижней тяжел,

· в верхней кажется легким.

 

Темно-красный цвет

· в верхней впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного,

· в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся.

 

Желтый

· в верхней легкости и невесомости,

· в нижней бунтует, словно в заточении.

 

Направленность формы — категория формообразования в изобразительном искусстве. Явление направленности возникает в результате «двигательного», или осязательного, восприятия формы в пространстве.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства графического листа - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл:

· «Горизонтальное» - подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину.

· «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает легкость, высоту и глубину.

· Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

· «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину.

· Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.

 

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций.

На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ.

Тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции

Порядок в графическом листе может быть достигнут за счет организации холодных и тёплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы.

см. Миро

Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов.

Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.

Важными характеристиками цвета являются: тон, светлота, температура, насыщенность.

Активность цвета – определяется она разной степенью зрительного его воздействия на человека: