Роль цвета в композиции
Конспект
План
1. Роль цвета в композиции
2. Композиционные возможности всех видов хроматических гармоний
· ахроматические + цвет
· однотоновая (монохромная)
· родственная
· контраст основных цветов
· контраст дополнительных цветов
· родственно-контрастная
· гамма
3. Установление гармонического равновесия активных и пассивных цветовых пятен:
· равновесие цвета
· доминирующая роль цвета
· статика динамика цвета
· трехкомпонентность
4. Использование пространственных свойств цвета.
С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство,
вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.
Эмоциональное воздействие цветана человека носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления они могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции.
Можно выделить психологические и образно-эстетические свойства разных цветов.
Цветовая культура – составляющая культуры, феномен, опирающийся на психофизиологию восприятия, на колористку как сумму знаний о цветовой среде. Раскрывается в различных аспектах духовной и материальной жизни. Цветовая культура возникает и бытует в гуще социально-пространственных процессов.
Цветовая символика – способность цвета выражать некоторую идею, нести определенный смысл.
Направление цветового пятна:
· направленность формы цветового пятна
· направленность группы подобных тождественных цветовых пятен
В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветовых пятен. Цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части, слева или справа.
Синий –
· в нижней тяжел,
· в верхней кажется легким.
Темно-красный цвет –
· в верхней впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного,
· в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся.
Желтый –
· в верхней легкости и невесомости,
· в нижней бунтует, словно в заточении.
Направленность формы — категория формообразования в изобразительном искусстве. Явление направленности возникает в результате «двигательного», или осязательного, восприятия формы в пространстве.
Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства графического листа - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл:
· «Горизонтальное» - подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину.
· «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает легкость, высоту и глубину.
· Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.
· «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину.
· Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.
Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций.
На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ.
Тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции
Порядок в графическом листе может быть достигнут за счет организации холодных и тёплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы.
см. Миро
Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов.
Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.
Важными характеристиками цвета являются: тон, светлота, температура, насыщенность.
Активность цвета – определяется она разной степенью зрительного его воздействия на человека: