ЛЕКЦИЯ 7

Государственные и муниципальные предприятия и их фонды не относятся к системе ПДФ, так как их деятельность основная – предпринимательская (коммерческие организации, на самофинансировании и на самоокупаемости) – это организационно-правовая форма ведения государственной ПД.

E. Балансировочный груз элерона

D. Узлы навески элерона

C. Кабанчик элерона

B. Верхняя обшивка

Верхняя обшивка состоит из внутренней и внешней частей, выполненных из стеклоткани. Во внешней части обшивки дополнительно имеется слой углеткани, закрывающий большую часть обшивки с ее внутренней стороны. Части обшивки приклеены к промежуточному слою жесткого пеноматериала. Верхняя обшивкаприклеена к нижней обшивке.

Кабанчик элерона изготовлен из алюминиевого сплава. Кабанчик крепится к нижней поверхности элерона тремя болтами. В передней кромке элерона предусмотрено небольшое отверстие для доступа к гайкам и шайбам крепления, расположенным с передней стороны. Кабанчик также выполняет функцию одного из узлов навески элерона.

Каждый элерон имеет три узла навески и кабанчик. Каждый узел навески крепится к передней кромке элерона двумя болтами. В каждом узле навески с его внутренней стороны установлена фланцевая втулка. Внешний конец узла навески закрыт пластмассовой заглушкой.

На внешнем конце каждого элерона имеется роговой компенсатор, выходящий за ось навески элерона и обеспечивающий уравновешивание элерона. Передняя кромка рогового компенсатора изготовлена из тяжелого металла.

 

Частные фонды (направлены на то, чтобы деньги зарабатывать):

ü Фонды предприятий по выполнению работ, оказанию услуг, не зависимо от форм собственности и организационно-правовой формы;

ü Страховые фонды и страховых организаций;

ü Фонды кредитования и кредитных организаций;

ü Фонды домашних хозяйств, самозанятых граждан.

 

2. Организационное – система субъектов, наделённых публично-властной компетенцией или публично-властными функциями в областях публичных финансов и в денежной системе.

Органы, наделенные публично-властной компетенцией – это органы государственной власти мсу. Есть органы, которые помогают обеспечивать независимость в области финансовой деятельности и денежной системы – Счетная палата и ЦБ РФ. Счётная палата и ЦБ не являются органами власти.

На коммерческие банки (уполномоченные ЦБ РФ на ведение денежного обращения), агентов валютного контроля (коммерческие банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг) возложены публичные функции.

На федеральном уровне Правительство, высший исполнительный орган субъекта РФ, местная администрация.

Существуют специальные органы финансового контроля, которые подведомственны органам общей компетенции. И на каждом уровне административно-территориальной организации общества у нас есть свой орган общей компетенции, орган финансового контроля (занимаются выработкой финансовой политики и организацией бюджетной системы, налоговой системы и бюджетного процесса). Все нормальные законы рождаются в Правительстве с силами МинФина.

В области ФД – есть бюджетные послания, бюджетные распоряжения и постановления Правительства об основных направлениях бюджетной и налоговой политике, а в области денежного обращения на себя практически все взял ЦБ РФ, то, что рамочно урегулировано законом, то он заполняет своими инструкциями.

Таким образом, у нас система финансовых органов децентрализована. Судебная система (2 уровня суды субъектов – кс, мировые суды – редко сталкиваемся, только по КоАПу).

Еще один момент, связанный с финансовым контролем внутри системы органов исполнительной власти. Федеральный контроль представляет собой единые, централизованные системы (все остальные децентрализованные), за исключением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (осуществляет контроль только за средствами федерального бюджета, когда занимается последующим бюджетным контролем).

 

Федеральные службы (подведомственная МинФину)

 

1. ФНС (контролирует доходы, являющиеся налоговыми, т.е налоговое администрирование и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов);

2. Федеральная служба финансового надзора (последующий бюджетный контроль и валютный контроль за теми субъектами, которые не относятся к кредитным организациям);

3. Федеральное казначейство (занимается предварительным и текущим бюджетным контролем в отношении всех уровней бюджетной системы, в том числе и внебюджетных фондов).

ФС осуществляют административно-финансовый надзор (вопросы, связанные с налоговым законодательством, вправе применять меры административного порядка)

- Административный финансовый надзор. Его предмет определяется предметом ведения контролирующего субъекта. Осуществляется по отношению к организационно неподчинённым субъектам (специальными федеральными службами). По результатам применяются меры административного принуждения:

ü предупредительные – до совершения сделки обратились за письменным разъяснением;

ü пресекательные – непредставление налоговых деклараций, поэтому приостанавливают операции по счетам;

ü обеспечительные меры – операции по счетам, когда вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, запрет на отчуждение имущества;

ü меры ответственности (налоговые санкции);

ü восстановительные меры (пени, как компенсация потерь государственной казны).

Существует еще второй вид контроля – ведомственный контроль. Осуществляется в отношении организационно подчинённых субъектов по предметам ведения подконтрольного. По результатам применяются меры дисциплинарного принуждения, так начальник пришел к подчиненному проверить его. Осуществляется главными распорядителями в отношении распорядителей и получателей бюджетных средств и главными администраторами в отношении администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Теперь выйдем вовне:

ü специальная система органов в сфере финансовой деятельности (система контрольно-счётных органов на данный момент является децентрализованной; на каждом уровне государственной организации общества создается собственная система контрольно-счетных органов; а Счетная палата контролирует только федеральные средства и если она и касается субъектов РФ и МО, то только в связи с межбюджетными трансфертами за сет из федерального бюджета);

ü специальный орган в сфере денежного обращения (контроль осуществляется централизованно ЦБ РФ и его территориальными органами)

Некоторые включают в систему финансовых органов правоохранительные органы. На самом деле это неверно (управление МВД по финансовым преступлениям в эту систему не входит).

№6. Понятие, особенности и виды финансово-правовых норм:

Норма – правило поведения, содержание которых определяется предметом финансового права, способ регулирующего воздействия на регулируемые отношения методом финансового права.

Опустила бы такой элемент, как «общеобязательность», так как сложно сказать, что норма-дозволение – это обязанность.

Виды финансово-правовых норм. Классификации разные.

Классификации:

1. По способу регулирующего воздействия (по методу):

ü Предписания;

ü Запреты;

ü Дозволения;

ü Стимулирующие;

ü Рекомендательные.

2. По сфере правового регулирования (институциональный поход – по институтам и отраслям):

ü Нормы общей части финансового права;

ü Нормы бюджетного права;

ü Нормы налогового права;

ü Нормы институтов государственного и муниципального кредита;

ü Нормы институтов публичных расходов и доходов;

ü Нормы институтов денежной системы;

ü Нормы института валютного регулирования и валютного контроля.

3. По юридическому содержанию (традиционное деление):

ü Материальные;

ü Процессуальные.

4. По масштабу действия:

ü Общефедеральные (в федеральных нпа);

ü Нормы субъектов РФ;

ü Нормы муниципальных образований.

5. По действию во времени:

ü Постоянные (срок действия заранее не определен и прекращают свое действие после их отмены или изменения);

ü Срочные (действуют до определенной даты);

ü Временные (действуют до издания акта, устанавливающего постоянные нормы, например, временные правила аудиторской деятельности действовали порядка 10 лет).

 

6. По назначению:

ü Регулятивные (позитивные) – устанавливают права, обязанности, полномочия и рассчитаны на правомерное поведение;

ü Охранительные (правоохранительные) – применение государственного принуждения при противоправном поведении.

 

7. По юридической технике:

ü Определенные;

ü Отсылочные (содержание которого определяется путем отсылке к иному положению того же нормативно-правового акта);

ü Бланкетные (отсылка к норме права в другом нпа).

№7. Структура финансово-правовой нормы и ее элементы:

Структура любой нормы состоит из гипотезы – диспозиции – санкции.

Гипотеза – условия, описывающие фактические обстоятельства применения диспозиции и санкции норм. Обычно содержится описание правосубъектности, деликтоспособности или юридического факта.

Диспозиция – само правило поведения. Содержит описание предписаний, запретов и дозволений, предусмотренных нормой (например, механизм уплаты налогов).

Санкция – мера государственного принуждения, применяемые в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний или запретов. Нормы ФП обеспечены КоАП и УК.

Ошибкой является попытка найти в одной статье гипотезу, диспозицию и санкцию. Понятие нормы абстрактно.

Способы реализации – это исполнение (прямое следование) и правоприменение (например, акт о бюджете является правоприменительным актом или установление налога).

№8. Финансово-правовые отношения, их содержание и особенности:

ФПО – это урегулированные нормами ФП ОО в области финансовой деятельности государства и МО и ДО страны.

Содержание ФПО:

ü Публично-правовые;

ü Власти и подчинения;

ü Имущественные;

ü Денежные.

Не имущественные отношения относятся к ФПО, только денежные; имущественные отношения, которые являются ФПО, являются властеотношениями, соответственно отношениями, которые регулируются публичным правом.

Обязательным участником ФПО является субъект, наделенный публично-властной компетенцией (действует только в рамках предметов ведения, например, РФ, ее субъекты и МО, также их органы, д.л. от этих органов), компетенции которого корреспондируют права и обязанности субъектов, не наделенных публично-властной компетенцией.

РФ и субъекты РФ наделены бюджетной и налоговой компетенцией; РФ наделена исключительным полномочием в области денежной системы, включая организацию денежного обращения и валютный контроль. Федерализм с самостоятельностью мсу не проявляются. Статус должен быть регламентирован на уровне закона, либо на уровне подзаконного акта (соответствующего НК РФ).

В отличии от них субъекты, не наделенные государственно-властными полномочиями, могут осуществлять свои права любыми, не запрещенными законом способом, наиболее выгодным способом – все в их интересах. На практике по-другому – прав тот, у кого больше прав. Орган с публично-властными полномочиями в итоге устанавливает правила поведения, как кто должен себя вести. Эта ситуация должна быть устранена судебной системой, суд должен ликвидировать это неравенство.

№9. Система источников финансового права РФ, ее конституционные основы:

Конституционные основы – уже рассказала (государственное устройство, основы правового статуса человека и гражданина, правовое положение Счетной Палаты, ЦБ РФ, полномочия РФ и субъектов, статус налогоплательщика).

Конституция – основной источник ФП.

Международные договоры: их роль велика в сфере налогов – это соглашения об избежании двойного налогообложения, договоры о преференциях, установлении торговых и дипломатических отношений; а также те принципы, которые установлены Европейской Хартией и принципы международных организаций, в которых РФ участвует. Также можно сказать о соглашениях в административной помощи в рамках бюджетных и налоговых отношений, обмена информацией.

ФКЗ о Правительстве определяет бюджетные и налоговые полномочия Правительства РФ. Оно определяет основные направления в бюджетной и налоговой политике страны.

Федеральные законы: кодифицированные акты, как правило. *Законы о бюджетах не стоит относить к источникам, больше правоприменительные акты. Законы о введении налогов (либо правоприменительный акт, либо источник – если указаны юридически значимые элементы налога). НПА субъектов и мсу с оговорками.

? о кодификации: либо все кодифицируем, либо вообще отказываемся.

Что касается законов о ДО, то законы носят рамочный характер, например закон о банках и банковской деятельности, ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле.

ФЗ о Счетной палате, ФЗ о ЦБ РФ – статус отдельного органа.

Подзаконные акты:

Указы Президента (бюджетное послание Президента – ненормативный акт, основа для бюджетного процесса на финансовый год очередной год и плановый период, директивный акт). Указ Президента о финансовом госконтроле 1996 г., Указ о системе и структуре органов федеральной власти.

Постановления Правительства: связанные со счетами-фактуры, книгами покупок, книгами продаж, перечни для налоговых преференций, утверждает Положение об органе.

Субъекты РФ: законы субъектов и уставы субъектов, которые регулируют бюджетный процесс, вводит региональные налоги; подзаконные акт субъектов РФ.

МО – то же, что говорили о субъектах только в отношении местного бюджета и налогов.

Органы специальной компетенции (забыли):

Расширилась компетенция Минфина. Минфин издаёт юридико-технические акты по вопросам налогового права, регламентирует бюджетную классификацию, бюджетный учет и отчетность (вместе с Правительством). Минфин определяет стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Расширились полномочия ФНС.

Акты ЦБ РФ в области безналичного и наличного денежного обращения и в области валютного регулирования и валютного контроля.

№10 (ч.1) Особенности подзаконных актов как источников финансового праватаким образом обсудили. Имеют широкую компетенцию Минфин, в области налогов передает полномочия ФНС, хотя в статье 4 НК РФ указано, что нормативным регулированием занимается Минфин. Но в то же время и ФНС может издавать юридико-технические акты.

Форму бюджетную отчётности утверждает Правительство. Так же Правительством утверждено Постановление «О счетах-фактурах».

А в сфере денежной системы и валютного регулирования очень широкие полномочия у ЦБ РФ (правила, инструкции).

Бюджет и налоги являются ровесниками парламентаризма. И сама идея легла в основу развития бюджетного и налогового права. Следствием этого является то, что нельзя передавать регулирование вопросов о налогах и бюджетах из ведения Парламента в ведение органов исполнительной власти. Именно Парламент должен решать, как должны расходоваться средства налогоплательщиков. В области ФД подзаконный акт не может дополнять или изменять закон.

Но! В области ДО роль подзаконного акта огромная. Почему? Экономика – базис, правовая политика – надстройка, экономические процессы и финансовые динамичнее и мобильнее надстроечных отношений. Поэтому финансовые органы, органы регулирования денежной системы вынуждены брать на себя функции регуляторов. Поэтому рождается концепция обоснованности налоговой выгоды и достаточно широкие полномочия у главных распорядителей бюджетных средств при составлении бюджетной росписи и у финансового органа для составления сводной бюджетной росписи. Поэтому и ЦБ достаточно широкие полномочия по организации денежной системы. Слишком мобильные отношения, которые требует оперативного вмешательства, регулирования.

№ 10 (ч.2) Финансовое право и прецедент:

Роль судебной практики в качестве актов обязательного толкования НФП. Суды при разрешении спора руководствуются не буквальным толкованием норм, а тем обязательным толкованием, которое дано вышестоящим судом при формировании судебной практики, а судебная практика считается сформированной, если дело было рассмотрено судом кассационной инстанции. Если не было нарушено единообразие СП, и это нарушение не устранено ВС или ВАС, тогда суды используют обязательное толкование, данное высшей судебной инстанцией.

Постановления Президиумов по конкретным делам ВАС РФ уже содержит оговорку о том, что то толкование, которое дано в данном деле является обязательным при рассмотрении судами аналогичных дел, и если не сказано иное, то это толкование не может иметь обратную силу, по мнению КС, но фактически эту позицию КС РФ не применяют арбитражные суды.

В ФП сформировались судебные доктрины, которые в официальных документах сформулированы как принцип «добросовестность налогоплательщика» (КС РФ) и «обоснованность налоговой выгоды» (Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года №53).

Ранее обычная СД заключалась в следующих принципах:

ü принцип деловой цели;

ü приоритет существа над формой;

ü сделки по шагам (?)

То теперь это:

ü принцип приоритета деловой цели;

ü концепция приоритета существа над формой;

ü неэффективность операций;

ü осмотрительность при выборе контрагента.

Нигде не найдем, кроме как в этом постановлении. Но этим руководствуются и на это ссылаются.

Статья 6 ФКЗ «О КС РФ» – правовые позиции КС, высказанные в его решениях (постановлениях или определениях), обязательны для всех субъектов права. Не могут быть преодолены даже принятием нового закона. Таким образом, правовые позиции КС РФ стоят на втором месте после Конституции.

 

КОМПОЗИЦИЯ ЦВЕТА