ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Общегосударственное управление осуществляется на всей территории государства, определенной государственной границей (включая сушу, внутренние воды, территориальное море — 12 морских миль от суши, т.е. приблизительно 22 км, воздушный столб над ними до высоты геостационарной орбиты Земли, т.е. приблизительно до 100— 110 км, недра земли на достижимую глубину). Территорией государства считаются также морские, воздушные суда и космические аппараты под флагом государства (на них действуют законы данного государства).

Центральные органы государства, как правило, отраслевые, — министерства и ведомства. В субъектах государства (в том числе в большинстве республик) иногда существуют свои местные министерства, но они не относятся к центральным органам управления.

Высшие органы государства формируются либо непосредственно гражданами государства, либо другими высшими органами. «Верхняя» палата, однако, может формироваться не только путем прямых выборов гражданами, но и другими способами: косвенными выборами (во Франции членов верхней палаты избирают по административно-территориальным единицам — департаментам.

Особый характер общегосударственного управления находит, далее, свое выражение в территориальной и предметной сферах деятельности. Органы общегосударственного управления (если это не их делегатуры на местах) осуществляют управление на всей территории государства (включая особые виды территорий).

В разных странах разные административные единицы.

Государственное управление в этих территориальных единицах может быть организовано по-разному в зависимости от того, являете данная территориальная единица только административно-территориальной или эта единица имеет статус муниципального образования.

Административно-территориальные единицы, не имеющие статуса муниципального образования, управляются должностными лицами (начальник района, губернатор и др.), назначенными органами государства. В таких единицах существует только государственное управление.

Административно-территориальное деление имеет свою иерархию: нижестоящие административно-территориальные единицы подчинены вышестоящим (например, районы — области) и указания вышестоящих органов государства обязательны для нижестоящих. В муниципальных образованиях такого подчинения нет. Они автономны, каждое из них самостоятельно и под свою ответственность занимается местными делами.

Различие в управлении территориальными единицами исторически коренится в том, что выделилось два вида управления на местах местное и региональное.

В Украине: государственные администрации (во главе с администратором области, района, назначаемых президентом Украины) и избранные населением советы выборным «головой».

4.1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Среди разнообразных прямых и обратных связей государства с человеком, коллективом, обществом особое значение для государственного управления имеет та их сторона, которая характеризует деятельность государства. Свое наиболее обобщенное выражение это находит в функциях государства, т.е. основных направлениях его деятельности по решению главных задач. Они по-разному проявляются в экономике, в сфере социальных, политических отношений, в духовной сфере жизни общества.

Функции государства зависят и от этапа развития общества.

Функции государства следует отличать от функций его органов, которые имеют более конкретный характер, зависят от назначения этих органов.

Различают основные и неосновные функции. Первые связаны с главными задачами государства (например, функция обороны страны, для чего создаются государственные и только государственные вооруженные силы), вторые — с задачами, хотя и имеющими существенный характер, но не основными (например, преодоление последствий стихийных бедствий).

Есть функции внутренние, которые государство осуществляет внутри страны (например, деятельность по поддержанию правопорядка), и внешние (участие в поддержании миропорядка).

Различают функции постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его развития (например, правоохранительная и правообеспечительная функция, и временные, преходящие (например, создание ракетно-ядерной промышленности)

В научной литературе обычно выделяют четыре основные внутренние функции государства — экономическую, социальную, политическую и идеологическую, а иногда добавляют еще две: экологическую и правоохранительную.

Экономическая функция состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики.

Политическая функция связана прежде всего с регулированием политических отношений в обществе, установлением определенных правил «политической игры».

Идеологическая функция по своему содержанию тоже неодинакова. В тоталитарных странах конституцией, законом устанавливается единственно допустимая или государственная идеология.

Экологическая (природоохранительная) функция стала выделяться в качестве особой в последние десятилетия, что связано с прогрессирующим ухудшением природного состояния планеты.

Правоохранительная функция изначально присуща государству. Сохраняя старые нормы, равно как и устанавливая новые правила, государство охраняет их от нарушений, проводит их в жизнь.

 

 

4.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Государственное управление экономикой — это управление про­мышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике.

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции. Это делается для обеспечения потребностей людей, и решение многих вопросов (обес­печение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, соз­дание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и ад­министративными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции). Высшими органами государственного управления в сфере экономики в Украине являются Верховная рада , Пре­зидент, Правительство, и отраслевые министерства и ведомства.

Органы центрального отраслевого управления — министерства и ведомства. Они занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере, иногда независимо от подчи­ненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда).

В сфере экономики важное значение имеет строительная индуст­рия. В настоящее время в Украине нет единого органа исполнительной власти, в руках которого было бы сосредоточено управление строитель­ством.

Транспорт, дороги, связь обеспечивают коммуникативную дея­тельность в обществе. Органы государственной власти играют главную роль в управлении коммуникационными системами, ее субъекты организуют развитие автотранспорта общего пользования, телефонной связи на своей территории. Транспортный комплекс включает железнодорожный, авиацион­ный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефте- и газопрово­ды находятся в ведении соответствующих министерств).

Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику во всех странах определяет парламент, проводит ее правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются различные государственные орга­ны — министерство финансов, государственный банк, налоговые службы, казначейства, счетные палаты при парламенте, таможенные и многие другие органы.

В составе Министерства финансов действует национальное казначейство. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.

 

4.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения. Их неред­ко сложно отделить от экономических и политических отношений (например, труд — это не только социальное явление, но и важнейшая экономическая категория, а отношения социальных коллективов часто приобретают политический характер).

В современных условиях главная задача государственного регули­рования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости, а поскольку борьба различных социальных слоев за удовлетворение собственных интересов неизбежна, она должна протекать на основе состязатель­ности и в рамках правового поля, в целях поиска согласия, компро­миссов.

Для решения этих задач парламенты принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установле­нии минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выход­ных днях и отпусках и т.д.

Глава г-ва контролирует исполнение прямых законови актами развивает эти положения.

Особенностью сферы социального регулирования является то, что в ней преобладают учрежде­ния (в экономической сфере — предприятия).

Решающее значение в жизни общества имеет труд. Труд человека непосредственно связан с состоянием его здоровья, физического и психического.

Министерство разрабатывает основы государственной политики в области здравоохранения, организует систему медицинской помо­щи населению, осуществляет государственный санитарно-эпидемио­логический надзор, охрану здоровья населения, организует научные исследования по вопросам здравоохранения, внедряет их в меди­цинскую практику, обеспечивает методическое руководство, разра­батывает нормативы и стандарты, и т.д.

Квалифицированный и производительный труд требует общего и профессионального образования. Образование формирует также ду­ховный мир человека, совершенствует его способности. Наряду с этим получили развитие негосударственные и немуниципальные образо­вательные учреждения — частные школы, колледжи, вузы, обра­зовательные учреждения при религиозных и общественных объеди­нениях.

Образовательные учреждения бывают дошкольными, общеобразо­вательными (начального общего, основного общего, среднего или пол­ного общего образования), среднего и высшего профессионального образования, специальными (для лиц с отклонениями в развитии), до­полнительного образования (например, второго высшего образова­ния) и др.

В наше время наука стала важнейшей производительной силой в обществе. В науке и научно-технической деятельности участвуют на­учный работник (исследователь).

Организация государственного управления наукой связана с ее де­лением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука соз­дает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения иссле­дований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей при­кладной наукой.

4.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ.

Государственное управление в сфере административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопас­ность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры).

Большинство администра­тивно-политических министерств и ведомств подчинено непосредст­венно Президенту Украины, а Правительство Украины выполняет в отношении них лишь координирующую роль.

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование воору­женных сил и т.д.

Основа военной организации государства — Вооруженные Силы (Ракетные войска стратегического назначения, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Сухопутные войска). Президент Украиныявл-ся по должности Верховным Главнокомандующим.

Министерство обороны Украины отвечает за состояние и развитие Во­оруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисципли­ны. Министр обороны входит в Правительство Украины, но непосредственно подчинен Президенту Украины. В составе Министерства обороны функционируют различные управления и отделы, в том числе орга­ны управления видами Вооруженных Сил. Их возглавляют главно­командующие видами войск (военно-воздушными, военно-морскими и др.). Главнокомандующим подчинены главные штабы видов войск и другие службы. Генеральный штаб — основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Военные советы – Служба Безопасности Украины, Таможенный контроль, Министерство внутренних дел, милиция.

Специфической частью государственного управления в админи­стративно-политической сфере является управление иностранными делами государства. Внешнеполитическая деятельность имеет своей целью защиту государственных интересов, выход на мировые рынки, создание различных форм интеграции с другими государствами и международными организациями в деле защиты миропорядка, защиту прав и законных интересов граждан государства, находящихся за гра­ницей, поддержание соотечественников ( диаспоры), про­живающих в других странах.

При посольствах существуют консульские отделы.

4.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Сфера культуры и идеологии — деликатная сторона жизни общества, но государственное регулирование в какой-то мере распространяется и на нее. В Украине к этой сфере примыкает деятельность МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ. Культура связана со спортом и туризмом, а в этой части важная роль принадлежит Министерству транспорта, агентствам воздушных сообщений.

Культура имеет не только духовно-интеллектуальное, но и материальное выражение (музеи, библиотеки, архитектура, архивы и т.д.), но в данном случае эти материальные средства в конечном счете преследуют цели духовного развития личности. Поскольку культура имеет материальный элемент, она лучше поддается государственному регулированию, чем сфера чисто духовных интересов. Конституция Украины запрещает разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Важно учесть также, что речь идет о духовно-интеллектуальной сфере жизни общества, т.е. о той стороне, которая приобретает общественно значимый характер. Внутренний мир человека, его духовная жизнь, его личные взгляды не подлежат государственному воздействию. Влиять на мысли человека можно, но регулировать их средствами государственного управления нельзя.

Важнейшую роль в развитии культуры и духовной сферы жизни общества играют средства массовой информации. Законодательство Украины устанавливает свободу информации, запрещает цензуру, не допускает наложения запрета на распространение сообщений и их отдельных частей. Управленческие функции в сфере федеральных средств массовой информации выполняет министерство, занимающееся вопросами печати и телерадиовещания.

Важной проблемой телепрограмм является охрана общественной нравственности. В Украине, как и в других странах, действуют законы, ограничивающие на телевидении рекламу алкогольных напитков, табачных изделий, разного рода колдунов, лишь поздней ночью разрешается демонстрация эротических фильмов, на некоторых каналах созданы общественные советы из авторитетных политиков, деятелей науки, культуры.

4.6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СФЕРА ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Сфера личных отношений — еще более деликатная область, чем духовная жизнь общества. Государственное регулирование личной жизни человека минимально и возможно лишь постольку, поскольку те или иные стороны личной жизни приобретают общественное значение (например, воспитание детей в семье). Кроме того, оно осуществляется на уровне законов, наиболее общих правил, а не путем исполнительно-распорядительных актов органов государственного управления (актов правительства или министерств).

В Украине действует законодательство о браке и семье. Оно устанавливает равноправие супругов в семье, алиментные обязательства, обязанность родителей воспитывать детей и обязанность детей помогать своим престарелым родителям.

Министерство выполняет координирующую функцию.

Важнейшим элементом межотраслевого управления являются государственный контроль и надзор. В Украине имеются ведомства, носящие обобщенное название «надзоры» (например, за радиационной безопасностью, за горными работами), а также множество специализированных органов государственного контроля. Определенные должностные лица этих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а иногда налагать административные взыскания на не подчиненные им органы, должностных лиц и граждан.

Контрольные органы (управления, департаменты) созданы также в рамках соответствующих министерств и ведомств. Однако их полномочия часто выходят за пределы данного министерства: они осуществляют функциональный контроль в отношении других, неподчиненных организаций по предмету деятельности своего министерства, ведомства (экологический контроль в отношении всех природопользователей, финансовый контроль в отношении всех получателей бюджетных средств, архитектурный контроль в отношении всех застройщиков и т.д.).

 

 

5.1. РОЛЬ ГЛАВЫ Г-ВА В УПРАВЛ-И Г-ВОМ.

Согл. Конст-и, Президент Украины явл. главой г-ва и выступает от его имени. Он явл. гарантом гос-го суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Пр-т Укр не может заниматься иной оплачиваемой либо предпр-ской деятел-ю или входить в состав руководящего органа или наблюд-го совета предприятия, что имеет целью получение прибыли.

Пр-т Укр пользуется правом неприкоснов-ти на время исполнения полномочий. Звание Президента Украины охраняется законом и сохраняется за ним пожизненно, если только Президент Украины не был смещён с поста в порядке импичмента.

Президент Украины имеет свои отличительные символы.

В соответствии со статьёй 103 Конституции Украины, Президент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного голосования сроком на пять лет.

Президентом Украины может быть избран гражданин Украины, достигший 35 лет, имеющий право голоса, проживающий на Украине в течение 10 лет и владеющий государственным языком. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Украины более чем на 2 срока подряд.

Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября 5-го года полномочий Президента Украины. Новоизбранный Президент Украины вступает в должность не позднее, чем через 30 дней после официального оглашения результатов выборов с момента принесения присяги народу Украины на торжественном заседании ВРУ

 

 

5.2. ПОЛНОМОЧИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Обязанностью Президента является гарантирование государственной независимости, национальной безопасности и правопреемственности государства.

Президент издаёт указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на территории Украины. В некоторых случаях Конституция устанавливает, что акты Президента Украины должны скрепляться также подписью Премьер-министра Украины и министра, берущего на себя ответственность за исполнение соответствующего акта главы государства (так называемая процедура контрассигнации).

В пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете Украины, Президент Украины может создавать для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и иные вспомогательные органы и службы (Комитет по подготовке и проведению на Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу и др.).

Президент Украины осуществляет следующие полномочия:

· по должности является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил Украины;

· назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Воор. Сил Украины;

· возглавляет и формирует персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины;

· назначает на должность и освобождает от должности Председателя Службы Безопасности Украины;

· вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и в случае вооружённой агрессии против Украины;

· принимает в случае необходимости решение о введении на Украине либо в отдельных её местностях чрезвычайного положения;

· представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства;

· назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины;

· по представлению Премьер-министра назначает членов Кабинета Министров Украины;

· по представлению Премьер-министра Украины создаёт, реорганизует и ликвидирует министерства и иные органы исполнительной власти;

· может отменять любые акты Кабинета Министров Украины;

· принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации;

· назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины в сроки, установленные Конституцией;

· имеет право требовать созыва внеочередной сессии Верховной Рады;

· Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;

· имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов;

· назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета Национального банка Украины;

· с согласия Верховной Рады Украины назначает на должность Генерального прокурора Украины, имеет право отправить Генерального прокурора Украины в отставку;

· осуществляет помилование;

· присваивает высшие специальные звания и классные чины;

· награждает государственными наградами; устанавливает президентские знаки отличия и награждает ими;

5.3. ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ОТ ДОЛЖНОСТИ И ЕГО ОТВЕТ-ТЬ

Досрочное прекращение полномочий президента возможно в случаях:

· добровольной отставки (полномочия прекращаются с момента личного оглашения президентом заявления о своей отставке на заседании Верховной Рады);

· невозможности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

· отстранения от должности в порядке импичмента;

· смерти;

Процедура импичмента в Украине

Согласно Конституции Украины 1996 года

Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.

6.1. РОЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

Законодательная власть — это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы), т.е. нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

Зак-ная власть рассматривается как выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета.

Высшим законодательным органом страны является парламент. В Украине он представлен однопалатным органом - Верховной Радой Украины.

Главные функции Верховной Рады:

1) Законодательная:состоитв принятии законов, своевременной их корректировке, отмене и прекращения их действия;

2) Учредительная функция (организационная) – формирование органов исполнительной и судебной власти, создание парламентских структур;

3) Функция парламентского контроля: включает контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, и их защита; бюджетно-финансовый контрол;

Также Верховная Рада осуществляет и другие важные функции: среди внутренних – политич-ие, эк-ие, соц-ую, культу-ю и экологич-ую функции, а среди внешних - оборонительные, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и прочие внешние функции.

6.2. СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНСКОГО ПАРЛАМЕНТА

Парламент - высший представительный и законодательный орган в государстве, который наделен властью в принятии законов, а также формировать и контролировать исполнительную власть.

В Украине Верховная Рада является однопалатным парламентом Украины. Верховная Рада Украины (ВРУ) состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Из них 225 избираются в одномандатных избирательных округах, а 225 — по спискам политических партий и избирательных блоков в общегосударственном избирательном округе.

Структура Верховной Рады как высшего законодательного органа страны.

Председатель Верховной Рады Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины. К полномочиям и задачам ВРУ относятся: · принятие законов; · утверждение Госу. бюджета Украины, контроль за его выполнением, принятие решения по отчету о его исполнении; · изменение Конституции; · определение основ внутренней и внешней политики; · назначение выборов Президента Украины · смещение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента) · назначение на должность и освобождение от должности Председателя НБУ по представлению Президента Украины; · назначение и освобождение от должности половины состава Совета Национального банка Украины;
Первый заместитель Председателя Верховной Рады
Заместители Верховной Рады Украины
Руководитель аппарата Верховной Рады
Аппарат Верховной Рады
Комитеты Верховной Рады
Председатель комитета ВРУ

 

6.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Законодательный процесс - это деятельность государственных органов и их должностных лиц, связанная с представлением в законодательный орган проекта закона, рассмотрением, принятием (изменением, прекращением действия) и введением в действие законов, а также с формированием единой системы законодательства Украины, которая осуществляется по процедуре, определенной Конституцией Украины и законами Украины.

Стадии законодательного процесса: а) законодательная инициатива;б) подготовка проекта закона к рассмотрению его Верховной Радой Украины;в) рассмотрение проекта закона Верховной Радой Украины;г) принятие и введение в действие закона;д) подписания принятого Верховной Радой Украины закона Президентом Украины;е) вступления в силу закона.

6.4. ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ

Парламентский контроль подразумевает способ обесп-я законности в государственном управлении.

Целью парламентского контроля является:

· Установления не только установления соответствия деятельности на территории Украины или в границах её интересов за границей Конституции и законам Украины, а и целесообразнее, социально-экономической и политический обусловленности деятельности;

· Обнаружение отклонений от конституционных требований, государственных программ;

· Определения причин незаконной или нецелесообразной деятельности и средств, направленных на усовершенствование, рационализацию, развитие объекта контроля;

· Обнаружение предпосылок привлечения виновных к ответственности.

Прямой (непосредственный) парламентский контроль Верховная Рада Украины осуществляет с целью: Обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; Деятельность Кабинета Министров Украины, Генерального прокурора Украины, других государственных органов, Финансово-экономической деятельности государства.

Специальные Субъекты Парламентского контроля:

· комитеты Верховной Рады Украины,

· временные специальные комиссии,

· временные следственные комиссии,

· Счетная палата,

· Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, которые действуют на основании специальных законов в порядке, остановленных Регламентом Верховной Рады Украины.

Среди форм парламентского контроля в Украине одно из ведущих мест занимает запрос народного депутата Украины.

7.1. РОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

Исполнительная власть - призвана разрабатывать и воплощать государственную политику по обеспечению выполнения законов, управления сферами общественной жизни, прежде всего государственным сектором экономики.

От результатов деят-ти этих органов зависит социально-экономическое и пол-ое положение страны.

Органы исполнительной власти реализуют функции государства, руководствуясь положениями Конституции и законов Украины, актов Президента Украины.

Каждый орган исполнительной власти, действуя от имени и по поручению государства, имеет определенный правовой статус, выступает носителем соответствующих полномочий юридически властного характера, реализация которых обеспечивает ему достижение цели исполнительно-распорядительной деятельности.

Исполнительная власть не только «исполняет законы». Она призвана отрабатывать пути и средства реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, распоряжения и др.).

Т.о., назначение органов исполнительной власти - управление, охватывающее:

1)исполнительную деятельность - осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти;

2)распорядительную деятельность - осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Именно органы исполнительной ветви власти являются фактическими реализаторами на практике законов Украины и нормативно правовых актов, а также генераторами и исполнителями большинства государственных решений.

 

7.2. СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

Система органов исполнительной власти состоит из следующих уровней:

- Кабинет Министров Украины - высший орган в системе органов исполнительной власти;

- Центральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты, органы, статус которых приравнен к государственным, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом;

- Местные органы власти - местные государственные администрации и территориальные органы министерств и ведомств.