Дефекты колесных пар

Колесо

Колесные пары

Колесные пары предназначены для направления движения вагона по рель­совому пути и восприятия всех нагру­зок, передающихся от вагона на рель­сы и обратно. Колесная пара (рис.1) состоит из оси 1 и двух колес 2. Типы, основные размеры и технические усло­вия на изготовление вагонных, колес­ных пар определяются Государствен­ными стандартами, а содержание и ре­монт— Правилами технической экс­плуатации железных дорог России (ПТЭ) и Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и фор­мированию колесных пар. В колесных парах РУ1-950, РУ-950 крепление подшипников на шейке оси выполнено при помощи корончатой гайки, а в ко­лесной паре РУ1Ш-950 при помощи шайбы (буква Ш означает «шайба»).

 

Колесные пары:

а — для подшипников качения; б —для подшипников скольжения

 

 

 

Оси колесных пар

 

 

 

 

У вагонной оси имеются две шейки 1, предподступичные 2 и подступичные 3 части, а также средняя часть 4 оси.

 

 

 

Рис. 6. Знаки и клейма на торце шейки но­вой оси:

а — для осей под подшипники скольжения; б — код подшипники качения; / — приемочные клейма МПС; 3 — условный номер пункта, перенесшего знаки мар­кировки; 3 — номер завода-изготовителя оси; 4 — дата изготовления оси; 5—номер оси; 6 — контроль­ная окружность

 

 

Цельнокатаное колесо (рис. 8) имеет обод 1, диск 2 и ступицу 3. Ши­рина обода — 130 мм. На расстоянии 70 мм от внутренней базовой грани а поверхности обода находится так назы­ваемый круг катания, по которому из­меряют прокат, диаметр колеса и тол­щину обода.

Ступица колеса в холод­ном состоянии прочно запрессована на ось. Переход от ступицы к ободу вы­полнен в форме диска, расположенного под некоторым углом к этим частям, что придает колесу упругость и снижа­ет воздействия динамических сил.

 

Колесная пара состоит из оси и напрессованных на не двух колес. Включает в себя обод, ось, диск и ступицу. На ободе есть гребень.

Круг катания находится на расстоянии 70 мм от внутренней грани обода колеса. Поверхность катания - место, где колесо соприкасается с рельсом.

ползун (плоское место на поверхности катания колеса)

допускается до 1мм (60 мм)

1-2 мм (60-85) –S 100 км/ч до ближайшего ПТО

2-6 мм (85-145)-S 15км/ч до ближайшей станции

6-12 мм (145-205) –S 10 км/ч до ближайшей станции

свыше 12 мм (205) –S 10 км/ч, исключив вращение до ближайшей станции

 

 

равномерный прокат (естественный износ по кругу катания)

до 5 мм – S от 120 км/ч до 6 мм - до пункта оборота свыше 5000 км

до 7 мм – S до 120 км/ч до 8 мм - местные

неравномерный прокат (овальность колеса)

допускаются до 2 мм

с приводом от торца шейки оси – до 1 мм

толщина гребня (измеряется на высоте 18 мм от вершины гребня)

при S до 120 км/ч – 25-33 мм

при S до 140 км/ч -28-33 мм

при S 160 км/ч – 30-33 мм

кольцевая выработка (углубление от воздействия тормозных колодок)

на уклоне 1: 20 глубина до 1 мм длиной до 15 мм

на уклоне 1:7 глубина до 2 мм длиной до 15 мм

разница диаметра колес (950 мм)

одной колесной пары – до 10 мм

разных колесных пар – до 20 мм

7. выщербина( выкрашивающиеся участки) - при глубине до 10 мм и длине до 25 мм при этом толщина обода не может быть менее 30 мм, расслоение металла вглубь не допускается

8. ширина обода колеса – не менее 120 мм

9. откол наружной грани не более 10 мм

Запрещено в эксплуатацию

трещины (ось, обод, диск, ступица)

остроконечный накат

сдвиг или ослабление ступицы колеса

вертикальный подрез гребня более 18 мм

протертость средней оси более 2,5 мм

местное уширение более 5 мм

навар (возвышение металла на поверхности катания из-за повышенного нагрева)

более 0,5 мм

следы контакта с электродом