Дефекты колесных пар
Колесо
Колесные пары
Колесные пары предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы и обратно. Колесная пара (рис.1) состоит из оси 1 и двух колес 2. Типы, основные размеры и технические условия на изготовление вагонных, колесных пар определяются Государственными стандартами, а содержание и ремонт— Правилами технической эксплуатации железных дорог России (ПТЭ) и Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар. В колесных парах РУ1-950, РУ-950 крепление подшипников на шейке оси выполнено при помощи корончатой гайки, а в колесной паре РУ1Ш-950 при помощи шайбы (буква Ш означает «шайба»).
Колесные пары:
а — для подшипников качения; б —для подшипников скольжения
Оси колесных пар
У вагонной оси имеются две шейки 1, предподступичные 2 и подступичные 3 части, а также средняя часть 4 оси.
Рис. 6. Знаки и клейма на торце шейки новой оси:
а — для осей под подшипники скольжения; б — код подшипники качения; / — приемочные клейма МПС; 3 — условный номер пункта, перенесшего знаки маркировки; 3 — номер завода-изготовителя оси; 4 — дата изготовления оси; 5—номер оси; 6 — контрольная окружность
Цельнокатаное колесо (рис. 8) имеет обод 1, диск 2 и ступицу 3. Ширина обода — 130 мм. На расстоянии 70 мм от внутренней базовой грани а поверхности обода находится так называемый круг катания, по которому измеряют прокат, диаметр колеса и толщину обода.
Ступица колеса в холодном состоянии прочно запрессована на ось. Переход от ступицы к ободу выполнен в форме диска, расположенного под некоторым углом к этим частям, что придает колесу упругость и снижает воздействия динамических сил.
Колесная пара состоит из оси и напрессованных на не двух колес. Включает в себя обод, ось, диск и ступицу. На ободе есть гребень.
Круг катания находится на расстоянии 70 мм от внутренней грани обода колеса. Поверхность катания - место, где колесо соприкасается с рельсом.
ползун (плоское место на поверхности катания колеса)
допускается до 1мм (60 мм)
1-2 мм (60-85) –S 100 км/ч до ближайшего ПТО
2-6 мм (85-145)-S 15км/ч до ближайшей станции
6-12 мм (145-205) –S 10 км/ч до ближайшей станции
свыше 12 мм (205) –S 10 км/ч, исключив вращение до ближайшей станции
равномерный прокат (естественный износ по кругу катания)
до 5 мм – S от 120 км/ч до 6 мм - до пункта оборота свыше 5000 км
до 7 мм – S до 120 км/ч до 8 мм - местные
неравномерный прокат (овальность колеса)
допускаются до 2 мм
с приводом от торца шейки оси – до 1 мм
толщина гребня (измеряется на высоте 18 мм от вершины гребня)
при S до 120 км/ч – 25-33 мм
при S до 140 км/ч -28-33 мм
при S 160 км/ч – 30-33 мм
кольцевая выработка (углубление от воздействия тормозных колодок)
на уклоне 1: 20 глубина до 1 мм длиной до 15 мм
на уклоне 1:7 глубина до 2 мм длиной до 15 мм
разница диаметра колес (950 мм)
одной колесной пары – до 10 мм
разных колесных пар – до 20 мм
7. выщербина( выкрашивающиеся участки) - при глубине до 10 мм и длине до 25 мм при этом толщина обода не может быть менее 30 мм, расслоение металла вглубь не допускается
8. ширина обода колеса – не менее 120 мм
9. откол наружной грани не более 10 мм
Запрещено в эксплуатацию
трещины (ось, обод, диск, ступица)
остроконечный накат
сдвиг или ослабление ступицы колеса
вертикальный подрез гребня более 18 мм
протертость средней оси более 2,5 мм
местное уширение более 5 мм
навар (возвышение металла на поверхности катания из-за повышенного нагрева)
более 0,5 мм
следы контакта с электродом