Анализ полной стоимости в логистике

Анализ АВС

Управление в логистике характеризуется, как правило, наличиембольшого количества однородных объектов управления, по–разномувлияющих на результат деятельности предприятия. Например, управляязапасами предприятий в сферах производства и обращения, иногдаприходится принимать решения по десяткам тысяч позиций ассортимента.При этом разные позиции ассортимента заслуживают разного внимания, таккак с точки зрения вклада в тот или иной результат торговой илипроизводственной деятельности они не являются равноценными.

Идея анализа АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/ 80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.

Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом. Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.

Эффективным методом управления материальными потоками являетсяанализ полной стоимости, который часто называют концепцией полнойстоимости. Этот метод лежит в основе теории и практики логистики.Анализ полной стоимости, означает учет всех экономическихизменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистическойсистеме. Применение анализа полной стоимости означает идентификациювсех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, котораяпозволит уменьшить суммарные затраты. Анализ полной стоимостипервоначально использовался на транспорте для сравнения различныхвариантов транспортировки.

Впоследствии этот метод стали использовать впрофессиональной деятельности менеджеров по логистике всюду, гденеобходимо сделать выбор из двух и более альтернатив.Применение анализа полной стоимости предполагает возможностьварьирования ценой при поиске решений, т.е. возможность повысить затратыв одной области, если в целом по системе это приведет к экономии.

Образно идею анализа полной стоимости можно представить в виде айсберга, надводная часть которого представляет собой четко просматриваемую цену решения. Полная масса айсберга – это полные затраты, связанные с решением. Основные трудности применения метода, которые зачастую не позволяют наглядно увидеть и просчитать «скрытую» стоимость решения, заключается в необходимости в специальных знаниях; необходимости учета факторов, связанных с косвенными затратами. Следует отметить, что решение, принятое без учета «подводной части айсберга затрат», скорее всего будет ошибочным.