ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Для производства любого вида продукции, в том числе и строительной, необходимо наличие и взаимодействие трех элементов: средств труда, предметов труда и живого труда.

Средства труда и предметы труда представляют собой средства производства, которые, участвуя в производственном процессе в натуральной и стоимостной форме, в совокупности составляют вещественное содержание производственных фондов.

В зависимости от специфики характера участия в производст­венном процессе и способа оборота производственные фонды под­разделяются на основные и оборотные (рис. 3).

 
 

 

 

Основные фонды в строительстве представляют собой сово­купность материально-вещественных ценностей, действующих как в сфере материального производства, так и в непроизводствен­ной сфере (рис. 4).

В бухгалтерском учете основные фонды отражаются в виде основных средств организаций, предприятий и хозяйств.

 
 

Основные фонды являются имуществом предприятия (стро­ительных организаций) и составляют его основную часть.

 

 

Источниками формирования имущества предприятий и соот­ветственно основных фондов могут быть:

денежные и материальные взносы учредителей;

доходы, полученные от реализации строительно-монтажных работ, а также от других видов хозяйственной деятельности;

доходы от ценных бумаг;

кредиты банков и других кредиторов;

капитальные вложения и дотации из бюджетов соответствую­щих уровней;

другие источники, не запрещенные законодательством.

Основные производственные фонды либо непосредственно уча­ствуют в процессе создания строительной продукции, либо со­здают необходимые условия для его осуществления.

К основным производственным фондам строительства отно­сятся следующие средства труда: рабочие машины и оборудова­ние, силовые машины и оборудование, транспортные средства, производственные здания и сооружения.

К группе рабочие машины и оборудование относятся: строительные машины и механизмы (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, подъ­емные краны и т.п.), применяемые непосредственно при произ­водстве строительных и монтажных работ.

Силовые машины и оборудование включают: генераторы, про­изводящие тепловую и электрическую энергию, газогенераторы, паровые котлы, передвижные электростанции, компрессоры, обо­рудование трансформаторных подстанций и т. д.

Рабочие и силовые машины и оборудование — это машины, непосредственно участвующие в производстве строительно-мон­тажных работ, подготовке и обработке строительных материалов и оказывающие влияние на выполнение объемов работ и сроки возведения объектов строительства.

Транспортные средства строительных организаций представ­лены автомобильным, железнодорожным транспортом, предназна­ченным для транспортирования людей, грузов, строительных ма­териалов и конструкций. Наибольший удельный вес в составе транспортных средств, обслуживающих строительство, имеют авто­мобили, локомотивы, платформы, вагоны и т. п., выполняющие как технологические процессы, так и транспортные функции.

К основным производственным фондам относится также груп­па средств труда (включающая строительный механизированный инструмент, конторское оборудование и мебель, компьютерную технику, информационные системы и системы обработки дан­ных), стоимостная оценка которых определяется по нормативу, установленному в законодательном порядке. С 1 января 1997 г. их стоимость определена в сумме свыше 100 минимальных раз­меров месячной оплаты труда.

Группа производственные здания и сооружения объединяет ин­женерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса про­изводства строительно-монтажных работ. К производственным зданиям относятся строения, занятые конторами, складами, лабо­раториями, телефонными станциями; проходные, контрольные и весовые пункты; пожарные вышки и депо; здания транспортного хозяйства (гаражи и т. д.) и все другие здания, обслуживающие

строительное производство. К сооружениям в строительстве от­носятся мосты, эстакады, линии электропередач, водонапорные башни, шоссейные дороги, железнодорожные насыпи, бункера для хранения сыпучих материалов и т. д.

Основные фонды строительства характеризуются большим многообразием и неодинаковой ролью в создании строительной продукции.

С точки зрения участия отдельных составляющих в производственном процессе и воздействия их на предметы труда основные производственные фонды подразделяются на две части: активную, включающую рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструмент и инвентарь; пассивную, к которой относятся строения, занятые подсобными и вспомогательными производствами, строения, в которых размещены конторы, скла­ды, лаборатории, а также эстакады, дороги и т. д.

Структура основных производственных фондов указывает на их специфические особенности для строительства, которые непосред­ственно связаны с технико-экономическими особенностями про­дукции строительства и в первую очередь с тем, что продукция отрасли «Строительство» является неподвижной, а передислокации подлежат средства производства. Поэтому отличительной чертой структу­ры основных производственных фондов для строительства является, прежде всего, значительный удельный вес активной части фон­дов по сравнению с их пассивной частью. Это объясняется тем, что производственные здания и сооружения имеются в основном в подсобных и вспомогательных производствах и предназначены для обслуживания процесса производства, в то время как производст­во строительной продукции осуществляется на открытом воздухе.

Структура основных производственных фондов свидетельствует также о том, что основу активной части фондов составляют строитель­ные машины и механизмы, силовое и производственное оборудо­вание.

По принадлежности основные производственные фонды под­разделяются на собственные и привлеченные. Собственные ос­новные фонды — это фонды, находящиеся на балансе строитель­ной организации. Привлеченные — взятые во временное пользо­вание у другой организации на условиях аренды или оказания услуг. Основными фондами, переданными в порядке оказания услуг, являются фонды, находящиеся на балансе специализиро­ванных организаций (фирм), но привлекаемые для выполнения строительно-монтажных работ вместе с обслуживающим персо­налом (экскаваторщики, машинисты башенных кранов, бульдо­зеристы). Оплата выполненных объемов работ осуществляется по акту за фактически отработанное время. Ремонт, техническое об­служивание фондов осуществляет их владелец.

В настоящее время наметилась тенденция, при которой зна­чительная часть активных основных фондов привлекается стро­ительными организациями для выполнения работ по лизингу.

По признаку использования основные фонды подразделяются на действующие, к которым относятся средства труда, функцио­нирующие в процессе строительства, как в основном, так и в подсобных производствах, и бездействующие, которыми счита­ются фонды, находящиеся на стадии выбытия в связи с их изно­сом, на консервации или в запасе.

Основные непроизводственные фонды непосредственно не уча­ствуют в создании строительной продукции и предназначены для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников стро­ительных организаций. Непроизводственные фонды строитель­ных организаций включают объекты жилищного и коммуналь­ного хозяйства, культурно-бытового обслуживания, здравоохра­нения и просвещения.

 

ЛИЗИНГ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Согласно оценкам специалистов, сегодня в целом по строительной отрасли 40—50% всех основных фондов строительного комплекса по степени изношенности не отвечает конъюнктуре спроса, и тре­буют их замены. Вместе с тем стоимость современных высокопроизводительных машин и оборудования постоянно возрастает, что затрудняет обновление основных фондов.

В настоящее время обновляемость парка строительных машин и оборудования достигла критического уровня и составила в 1995 г. 1,5% при нормативной потребности порядка 8-9%, увеличиваю­щейся в случае высокой степени морального и физического из­носа до 11 —12%.

В современных условиях для обновления и развития техни­ческой базы строительного комплекса необходимы новые эконо­мические инструменты, позволяющие привлекать значительные инвестиционные потоки в капитальное строительство. Одним из них является лизинг.

Анализ зарубежного опыта показывает, что лизинговые опера­ции стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран.

Так, удельный вес лизинга в промышленных инвестициях вырос за период с 1978 по 1995 г.: в США — с 15% до 30%, в Японии -с 4% до 8%, в Великобритании — с 8% до 18%, в Германии — с 6% до 14%; доля лизинга в настоящее время составляет в Австра­лии порядка 33%, в Швеции и Франции— 15%, в Испании — 14%.

С экономической точки зрения лизинг представляет собой комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с переда­чей имущества во временное пользование. Согласно российскому законодательству лизинговая деятельность рассматривается как разновидность арендных отношений, когда по лизинговому дого­вору арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собст­венность указанное арендатором (лизингополучателем) имущест­во у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. Предметом лизингового договора могут быть любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, применяемые для предпринима­тельской деятельности (в том числе строительные машины и обо­рудование, инструмент), за исключением земельных участков и других природных объектов.

Лизинговая сделка, как правило, имеет трехсторонний харак­тер взаимоотношений с участием трех субъектов.

Первый — это лизингодатель, предоставляющий на условиях лизингового соглашения во владение и пользование имущество, специально приобретенное в собственность. В его лице может выступать: специализированная лизинговая компания, которая в Дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя обязательство оказать ряд услуг нефинансового характера; фи­нансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осу­ществления лизинговых операций, основной и фактически един­ственной функцией, которой является финансирование приобре­тения имущества; учреждение банка, а также другой хозяйствующий субъект, для которого лизинг непрофилирующая, но и не запре­щенная сфера предпринимательской деятельности.

Вторым субъектом лизинговой сделки является пользователь имущества (лизингополучатель). Им может быть любое юриди­ческое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность,

или физическое лицо, занимающееся предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица.

В качестве третьего субъекта лизинговых отношений — про­давца лизингового имущества — может выступать завод — изго­товитель машин и оборудования, другое юридическое или физи­ческое лицо, которое продает имущество, являющееся объектом лизингового договора.

Строительные организации в основном потенциальные лизин­гополучатели. Однако в ряде случаев они могут выступать и в качестве продавца лизингового имущества (например, при реали­зации строительных машин и оборудования уже бывших в упот­реблении), а также в роли лизингодателя, если лизинговая дея­тельность осуществляется подразделениями механизации.

Классификация видов лизинговой деятельности весьма обширна.

По сроку действия договора и степени окупаемости имущест­ва различают финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг (лизинг имущества с полной окупаемос­тью или полной выплатой) представляет собой форму долгос­рочного кредитования покупки основных производственных фондов (их активной части). Контракт по финансовому ли­зингу заключается на срок, приближающийся по продолжи­тельности к сроку службы машин, оборудования,в течение ко­торого происходит полная или большая часть амортизации сто­имости взятого в аренду имущества. Поэтому размер платы за временное пользование имуществом (лизинговые платежи) в течение срока действия договора лизинга, как правило, вклю­чает полную (или близкую к ней) стоимость основных фондов на момент заключения сделки. По окончании срока действия финансового лизингового контракта лизингополучатель (стро­ительная организация) может вернуть объект лизинга, продлить или заключить новый контракт о лизинге, имея при этом пре-I имущественное право по сравнению с другими организациями ' на заключение договора.

Лизингополучатель может также после завершения срока дей­ствия договора приобрести в собственность арендуемое имуще­ство по его остаточной стоимости.

Данный вид лизинга исключает досрочное расторжение кон­тракта в течение основного срока аренды, необходимого для воз­мещения расходов лизингодателя (затраты на приобретение, вы­плата процентов, страховые издержки и т. д.).

Оперативный лизинг отличается от финансового лизинга тем, что договор об аренде может быть расторгнут в любой момент в рамках срока его действия, составляющего, как правило, 3—5 лет. Данный вид лизинга не предусматривает необходимости полной амортизации основных производственных фондов за время одно­разового контракта аренды. По окончании срока действия лизингового контракта арендуемое имущество возвращается арен­додателю (лизингодателю), который может либо сдать его по новому контракту тому же или другому арендатору, либо про­дать. При оперативном лизинге риск и издержки по недобросо­вестному использованию взятых в аренду строительных машин, оборудования и т. д. лежат на лизингодателе, который осущест­вляет техническое обслуживание и ремонт сдаваемого по лизин­гу имущества. При оперативном лизинге с лизингополучателя взимается более высокая процентная ставка, чем при финансо­вом лизинге, так как в этом случае лизингодатель не имеет полной окупаемости стоимости сдаваемого имущества за время действия контракта и не застрахован от коммерческих рисков. На практике, если арендуемое имущество требуется на неболь­шой срок и для взятого в аренду оборудования необходимо спе­циальное обслуживание, а также, когда арендуются новое обо­рудование, машины и другие активные основные фонды, стро­ительным организациям выгодно (несмотря на высокую процентную ставку) пользоваться услугами оперативного лизинга. Однако при всей внешней непротиворечивости понятия лизингового договора оперативный лизинг может использоваться как вид лизинговой деятельности только в том случае, если сделка име­ет трехсторонний характер (имущество будет приобретаться по заказу лизингополучателя).

По объему обслуживания выделяют чистый лизинг, при кото­ром все расходы, связанные с обслуживанием имущества, вклю­чая текущий и капитальный ремонт, несет лизингополучатель, и они не включаются в общую сумму лизинговых платежей; «мок­рый» лизинг, когда техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции выполняет лизингодатель за свой счет, а также лизинг с полным обслуживанием, при кото­ром лизингодатель оказывает лизингополучателю ряд дополни­тельных услуг.

В хозяйственной практике используются также и другие раз­новидности лизинга, в том числе:

револьверный лизинг (лизинг с последовательной заменой иму­щества). Применяется, когда лизингополучателю по технологии производства работ последовательно требуется различное обору­дование. В этом случае в соответствии с условиями лизингового договора он приобретает право по истечении определенного сро­ка обменять имущество, взятое в лизинг, на другое;

возвратный лизинг, который можно рассматривать как разно­видность финансового лизинга. В этом случае предприятие — соб­ственник имущества продает его лизинговой компании, а затем берет это имущество у последней во временное пользование. Не­смотря на то, что фактически сделка носит двусторонний харак­тер, формально в ней участвуют все три субъекта, необходимые для заключения лизингового договора: лизингодатель, лизинго­получатель и продавец. При этом предприятие-собственник (продавец) и лизингополучатель являются одним и тем же юридичес­ким лицом;

раздельный лизинг, или лизинг с частичным финансированием лизингодателя. В этом случае лизингодатель получает долгосроч­ный заем у одного или нескольких кредитных учреждений на сумму до 80% стоимости имущества, предоставляемого во вре­менное пользование. Особенностью такого кредита является то, что лизингодатель передает часть своих прав по лизинговому до­говору кредиторам и не несет перед ними ответственности за полный и своевременный возврат ссуды, погашаемой при этом из сумм лизинговых платежей, вносимых лизингополучателем непосредственно заимодавцам.

При практическом осуществлении лизинговых операций в за­висимости от намерений сторон в лизинговом договоре могут в той или иной степени присутствовать различные черты перечис­ленных видов и разновидностей лизинга.

Общий размер лизинговых платежей, выплачиваемых лизин­гополучателем лизинговой компании (лизингодателю) в течение временного пользования имуществом, складывается из:

— суммы амортизационных отчислений, начисленных лизин­годателем за время действия договора лизинга;

— суммы, компенсирующей лизингодателю расходы, связан­ные с использованием кредитных ресурсов для приобретения иму­щества;

— комиссионного вознаграждения лизингодателя;

— платы за дополнительные услуги лизингодателя, предус­мотренные в лизинговом договоре.

Размер лизинговых платежей (выплат) за весь срок действия договора может быть определен по формуле:

 


(6.1)

 

где T— весь срок действия договора; LPi — сумма лизинговых платежей за t-й год действия лизингового договора.

Расчет суммы лизинговых платежей за каждый год действия договора производится по следующей формуле:

 

LPi=Ai+PKi+KVi+Dui+Ni

(6,2)

 

где Аi— величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в расчетном году, млн.руб.; РКi— плата за кре­дитные ресурсы, использованные лизингодателем на приобрете­ние имущества (объекта лизингового договора) в расчетном году, млн руб.; KVi— комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества во временное пользование в расчет-

ном году, млн руб.; DUi,— плата лизингополучателя за дополни­тельные услуги, оказываемые лизингодателем, согласно договору в текущем году, млн руб.; Ni— налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугамлизингодателя (кроме малых предприятий) в расчетном году, млн руб.; i — номер рас­четного года.

Порядок, условия и сроки внесения платы за временное поль­зование имуществом определяются участниками лизинговой сделки в договоре.

Необходимым условием для интенсивного развития лизинга является наличие у субъектов рыночных отношений заинтересо­ванности использовать именно лизинговый механизм при осу­ществлении своей деятельности.

Лизингополучателю (строительной организации) участие в ли­зинговых операциях предоставляет возможность использования в своей деятельности нового прогрессивного оборудования, включая дорогостоящую новейшую технику, создает условия для обновле­ния основных фондов, увеличения производственных мощностей, а также для более гибкого и оперативного решения производст­венных задач по сравнению с приобретением строительных машин и оборудования в собственность. Это особенно важно для малых предприятий, составляющих порядка 90% от общего числа стро­ительных организаций, и в большинстве случаев не способных приобрести современное эффективное оборудование и строитель­ные машины в нелизинговых условиях. Кроме того, появляется возможность использовать необходимое оборудование и другую строительную технику без единовременной мобилизации для этой цели собственных средств или привлечения кредитных ресурсов. Последнее обусловлено тем, что (в отличие от купли-продажи) при лизинге затраты, связанные с использованием имущества, рав­номерно распределяются на весь срок действия договора, и поток лизинговых платежей формируется из себестоимости реализован­ной продукции (работ, услуг), а это дает возможность при незна­чительных начальных капитальных вложениях использовать пол­ностью потребительную стоимость строительной техники.

В отличие от банковского кредитования (обязательным усло­вием которого, как правило, является одновременное с получе­нием займа, погашение заемщиком 15—20% стоимости займа за счет собственных средств) при использовании лизингового дого­вора проблема приобретения и финансирования для строитель­ной организации решается одновременно, так как имеет место 100%-ное финансирование лизинговой операции со стороны ли­зингодателя.

Немаловажным преимуществом лизинга для лизингополучате­ля (строительной организации) является порядок осуществления лизинговых платежей. Поскольку сроки и размер выплат определяются по взаимной договоренности лизингодателя и лизингопо­лучателя, то в договоре может быть определена отсрочка первого платежа на период установки, наладки и пуска машин и оборудо­вания в эксплуатацию или на период завершения выполнения некоторого этапа работ, что позволит относить затраты, связан­ные с временным использованием строительной техники, на се­бестоимость строително-монтажных работ, выполненных с ис­пользованием именно взятой по лизингу техники.

В зависимости от финансового состояния лизингополучателя может быть установлен постепенно увеличивающийся размер ли­зинговых платежей или, наоборот, снижение размера выплат к концу срока действия лизингового контракта. Кроме того, воз­можность осуществления лизинговых платежей не только в де­нежной форме, но и частично или полностью в форме товаров или встречных услуг, имеет особое значение для отдельных стро­ительных организаций, находящихся в данное время в тяжелом финансовом положении.

Одним из основных стимулов осуществления лизинговой дея­тельности для лизингодателя является то, что лизинг позволяет существенно повысить эффективность инвестиций, так как стро­ительным организациям предоставляются не денежные средства (контроль за обоснованным расходованием которых не всегда воз­можен), а непосредственно основные фонды, необходимые орга­низациям для осуществления производственно-хозяйственной де­ятельности. При этом значительно снижается риск невозврата вложенных средств, поскольку строительная техника, являющая­ся объектом лизинговой сделки, остается собственностью лизин­годателя в течение всего срока действия договора до момента ее выкупа лизингополучателем.

Заводу-изготовителю (продавцу) строительной техники и обо­рудования участие в лизинговых отношениях обеспечивает до­полнительные каналы сбыта продукции. В этом случае расшире­ние сферы деятельности продавца происходит путем увеличения круга потенциальных потребителей за счет строительных органи­заций, не имеющих возможности приобрести строительную тех­нику в собственность по финансовым причинам или не нуждаю­щихся в постоянном владении отдельными ее видами. Кроме того, вследствие увеличения рынка сбыта у производителя лизингово­го имущества появляется возможность увеличения темпов обнов­ления своей продукции.

Помимо перечисленных преимуществ лизинга, оказывающих стимулирующее воздействие на хозяйствующие субъекты стро­ительного комплекса, российским законодательством установлен ряд норм, способствующих повышению эффективности исполь­зования лизингового механизма. Так, наряду с лизинговыми пла­тежами, субъекты лизинговой деятельности могут относить на себестоимость продукции (работ и услуг) затраты, связанные с выплатой процентов по полученным заемным средствам, вклю­чая кредиты банков и других организаций, используемые для осуществления операций финансового лизинга. Это способствует увеличению чистой прибыли как лизингополучателя, так и ли­зингодателя.

К объектам финансового лизинга, относимым к активной час­ти основных фондов, в соответствии с условиями договора может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициен­том не выше 3. Таким образом, в случае временного пользования строительной техникой и оборудованием строительная организа­ция имеет возможность в течение более короткого времени ком­пенсировать лизингодателю всю стоимость взятого по лизингу оборудования и приобрести его в собственность.

В настоящее время Правительство РФ уделяет большое внима­ние развитию лизинга в отдельных секторах экономики, в том числе и в строительстве.

В районах сосредоточенного строительства Минстроем РФ про­водится работа по созданию лизинговых компаний, специализи­рующихся на операциях со строительно-дорожными машинами, оборудованием, технологическими автотранспортными средства­ми, с привлечением для этих целей капитала коммерческих структур.

Одной из мер, направленных на развитие лизинговой деятель­ности, является освобождение от налога на добавленную стои­мость лизинговых платежей малых предприятий, что имеет боль­шое значение и для строительных организаций, которые в основ­ном являются субъектами малого предпринимательства.