Особенности деятельности акционерных обществ
Акционерное общество - организационно-правовая форма юридического лица. При создании и деятельности организации в форме АО руководствуются законами Российской Федерации - Гражданским кодексом РФ [51, ст. 96 - 104] и "Об акционерных обществах" [93].
ГК РФ определяет основные моменты АО как формы юридического лица. Основы деятельности акционерных обществ в РФ, порядок их создания и ликвидации, формирования их уставного капитала и чистых активов, выпуска и размещения ценных бумаг, органы управления, учёт, отчётность общества и другие правовые вопросы определены Федеральным законом "Об акционерных обществах" (от 26 декабря 1995 г. № 208 - ФЗ).
В соответствии с этим законом (ст. 2) "акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций".
За рубежом аналогом акционерного общества является корпорация.
Основы деятельности и учреждение АО принципиальных отличий от других форм юридических лиц не имеют.
АО может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Рынок труда как важнейшая сфера экономики по своим основным принципам функционирования представляет собой рынок особого рода. Рынок труда в строительстве имеет специфику. Он в значительной мере зависит от рынка капиталов, средств производства, потребительских товаров и др. Регуляторами на рынке труда служат кроме макро- и микроэкономических факторов еще и социально-психологические факторы.
В условиях регулируемой рыночной экономики рынок труда включает следующие элементы и системы: правовую базу, отражающую основные принципы государственной политики в области оплаты труда, трудовых и социально-трудовых отношений; государственную систему занятости и сокращения безработицы; систему подготовки кадров; систему найма; контрактную систему; систему переподготовки и переквалификации кадров; биржи труда; фонд занятости.
Рынок труда занимает важное место в структуре рыночной экономики. На рынке труда спрос и предложение противостоят друг другу. В ходе этого противостояния происходят:
оценка рабочей силы;
определение условий ее найма, включающих заработную плату, условия труда;
оценка возможности получения образования;
изучение возможности профессионального роста;
рассмотрение гарантий занятости;
изучение миграции рабочей силы, а также потребностей человека в области трудовых отношений и связанных с ними сфер.
В условиях рынка сложно и практически невозможно достичь баланса спроса и предложения рабочей силы. В большинстве случаев имеют место избыток рабочей силы и недостаток рабочих мест, нужных для рациональной структуры занятости. Так, на рынке труда часто на некоторые строительные специальности доминируют повышенное предложение рабочей силы и ограниченный спрос на нее. Задачей государственной важности, целью управления трудовыми ресурсами является стремление к сбалансированности числа рабочих мест и рабочей силы. Таково назначение и государственной политики занятости.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятость— это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и, как правило, приносящая им заработок, трудовой доход.
Занятость может быть полной, неполной, частичной и скрытой. Всех граждан, не признанных в соответствии с данным законом занятыми гражданами, правомерно отнести к категории незанятого населения. В свою очередь, из незанятого населения можно выделить категорию, получившую название безработные граждане.
В экономической литературе выделяются следующие виды безработицы:
фрикционная;
технологическая;
структурная;
застойная (добровольная);
региональная.
Наряду с этой градацией встречается характеристика безработицы по молодежному, женскому, а также образовательному или профессиональному признакам.
По ряду объективных причин многие люди в процессе жизни меняют место жительства с изменением и места работы. Такое перемещение называется миграцией.
Рост безработицы, разница в уровнях развития между странами обусловливают тесную связь миграции с проблемой занятости трудовых ресурсов. В странах СНГ усиление миграционных процессов обусловлено, кроме того, политическими и социально-экономическими последствиями ликвидации СССР и дальнейшим падением уровня жизни во вновь образованных государствах.
Зарубежные экономисты подразделяют миграцию на три вида:
спонтанную;
ограниченную;
индивидуальную.
По чисто временным признакам миграцию можно подразде-
лить на:
постоянную
временную;
сезонную;
маятниковую.
По формам осуществления миграция подразделяется на:
организованную;
неорганизованную.
Дальнейшее развитие науки и техники в строительстве вызывает изменения в технологии воздействия на предмет труда, что, в свою очередь, меняет содержание трудовой деятельности, предъявляет высокие требования к составу и качеству рабочей силы. Возрастает необходимость в компьютерной грамотности, многофункциональном использовании все большего числа работников, ликвидации экономической безграмотности, особенно в сфере производства и управления строительными организациями.
Все это требует умелого регулирования процессов, связанных
с формированием и использованием трудовых ресурсов в строительстве. В значительной мере проблему регулирования решает умелое управление трудовыми ресурсами.
В масштабах страны существует система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации. Не менее важным фактором умелого использования рабочей силы в каждой конкретной строительной организации выступает процесс управления трудовыми ресурсами (рабочей силой) СУ, ПМК, треста. Практика использования трудовых ресурсов России последних десяти лет, подтверждает необходимость поиска нового механизма управления, обеспечивающего наиболее близкие к оптимальным условия формирования, использования и воспроизводства рабочей силы.
В общем виде систему управления трудовыми ресурсами в рамках страны можно представить как совокупность трех органически связанных и взаимодействующих подсистем: формирование трудовых ресурсов; государственное управление трудовыми ресурсами страны; управление трудовыми ресурсами предприятия (организации).
Любая система управления трудовыми ресурсами нацелена на повышение эффективности использования рабочей силы.
В период реформирования российской экономики, перехода к многоукладному ее устройству задачи управления трудовыми ресурсами в строительстве носят двойственный характер. С одной стороны, предстоит учесть ошибки и недостатки прежней системы, созданной и действующей в условиях административно-командных методов управления экономикой, а с другой — выработать новые, адекватные требованиям «российского рынка труда» формы и методы эффективного управления трудом в строительной организации.
Анализ работы с кадрами в дореформенный период свидетельствует, что она имела следующие негативные черты:
формализация работы по профориентации, подбору и расстановке кадров как рабочих, так и управленцев;
недооценка или переоценка личностных качеств и результатов деятельности отдельных работников;
неравномерная интенсивность загрузки работников;
несоответствие работника занимаемому рабочему месту как следствие нерациональной структуры рабочих мест в строительных организациях или протекционизма при приеме на работу;
снижение ответственности за результаты труда;
отсутствие умения самопрезентации.
Перспективное развитие строительной организации должно включать задачу формирования и функционирования системы управления трудом, которая исключительно важна для достижения высокой конкурентоспособности, а значит — для обеспечения прочных позиций конкретного субъекта хозяйствования на рынке товаров (услуг).
Система управления трудовыми ресурсами в строительной организации включает в себя три взаимосвязанных блока:
формирование трудовых ресурсов строительной организации;
развитие трудовых ресурсов строительной организации;
повышение качества трудового периода жизни.
Строительство — одна из самых трудоемких отраслей, в которой трудится более 10% всех рабочих и служащих страны. В 1994 г. в отрасли трудилось 4057,8 тыс. человек, из них 3263,1 тыс. рабочих и 794,7 тыс. служащих. Из общего количества занятых в строительстве работников 3891,1 тыс. человек являются строительно - производственным персоналом (СПП), из которого 3481,9 тыс. человек занято непосредственно на строительно-монтажных работах.
Происходящие изменения в экономике страны нашли свое отражение и в отрасли. Происходит падение объемов капитальных вложений, увеличение потерь рабочего времени, уменьшение численности. Так, в 1994 г. среднесписочная численность работников в строительстве уменьшилась по сравнению с 1993 г. на 8%.
Большие структурные сдвиги происходят в строительных организациях в связи с изменением форм собственности организационно-правовых структур СУ, ПМК, трестов. На 1 января 1994 г. в Российской Федерации было подрядных организаций 77 252, из них:
государственных—8501;
муниципальных—1130;
смешанных— 12468;
частных — 54 816.
Существенно изменился и объем подрядных работ, выполненных строительными организациями различных форм собственности. Об этом наглядно свидетельствует сравнение результатов 1990 и 1993 гг. Если в 1990 г. доля государственных строительных организаций в общем объеме строительных подрядных работ составляла 79,2%, то в 1993 г. — всего лишь 28,4%, в то же время доля акционерных предприятий возросла с 0,03 до 58,7%.