Начало и ход военных действий
Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь форму или мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Одновременно о состоянии войны должны быть оповещены нейтральные страны.
С момента объявления состояния войны между враждующими государствами для них наступают следующие правовые последствия: прекращаются дипломатические и, как правило, консульские отношения; конфискуется собственность враждебного государства; вводится специальный режим для граждан воюющего государства; прекращают действовать международные договоры мирного времени; вступают в силу нормы международного гуманитарного права.
Как только начинается вооруженный конфликт международного характера, применяется система держав - покровительниц. Ими могут стать не участвующие в конфликте государства, которые должны быть назначены и призваны воюющими. Державы - покровительницы обязаны охранять интересы воюющих сторон. Если стороны не назначат таких держав, то их роль будет выполнять Международный Комитет Красного Креста или другая беспристрастная организация (субститут).
Театр войны – пространство, в пределах которого воюющие могут вести боевые действия. Это сухопутная, морская и воздушная территория воюющих государств, а также международная территория, кроме нейтрализованной и демилитаризованной территории.
В настоящее время театры военных действий меняются. Речь идет, например, о кибератаках и нападениях на различные цифровые информационные системы. Международное гуманитарное право применяется к этим новым формам ведения боевых действий – однако, еще неизвестно, существует ли необходимость в принятии новых норм, регулирующих поведение на этом новом, виртуальном, театре военных действий.
Участники вооруженных конфликтов делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К комбатантам относятся весь строевой состав: 1) вооруженных сил; 2) ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления. Чтобы отвечать статусу комбатантов, они должны: иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных; иметь определенный и ясно видимый издали отличительный знак; открыто носить оружие; соблюдать правила ведения войны. К некомбатантам относится медицинский персонал и духовный персонал. Правовое положение комбатантов и некомбатантов различное. На первых распространяется режим военного плена, а на вторых – нет.
Военный разведчик, собирающий сведения о противнике в форме своей армии, в случае пленения может пользоваться правами военнопленного. Военный шпион (лазутчик) – лицо, тайно собирающее сведения в районе действия армии противника с целью их передачи своей армии, в случае пленения не вправе рассчитывать на статус военнопленного. Иными словами, его могут судить по законам военного времени.
Наемник – лицо, которое: специально завербовано на месте или за границей для участия в насильственных военных действиях, направленных на: свержение правительства или подрыв конституционного строя государства; подрыв территориальной целостности государства; принимает участие в таких действиях, получив личную выгоду или надеясь ее получить в виде значительного материального вознаграждения; не является гражданином или постоянным жителем государства, против которого направлены его действия; не направлено государством для выполнения официальных обязанностей; не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого ведутся военные действия. Наемник не пользуется статусом военнопленного. Он является преступником и должен нести уголовную ответственность за совершенные им преступления.
В настоящее время предстоит конкретизировать многие понятия, в частности «непосредственного участия в военных действиях».
За последние десятилетия все более размытая граница между гражданскими и военными функциями, способность вооруженных участников военных действий смешиваться с мирным гражданским населением, широкий круг обязанностей и сфер деятельности гражданских лиц при современных вооруженных конфликтах, сложность современных методов и средств ведения войны привели к путанице относительно того, каким образом применять принцип различия между комбатантами и гражданскими лицами при ведении военных действий.
Ситуация еще более усложняется, когда вооруженные участники военных действий не выделяют себя из гражданского населения - например, во время военных операций, ведущихся скрытым или тайным образом. В результате возрастает вероятность того, что мирные гражданские жители станут объектами нападения вследствие ошибочного выбора цели. Лица из состава вооруженных сил оказываются в ситуации, при которой не могут должным образом опознать противника, и, следовательно, для них возрастает риск подвергнуться нападению со стороны лиц, которых они не могут отличить от мирных жителей.
В результате появления такой тенденции становится важным проведение различия между гражданскими жителями и лицами принимающими «непосредственное участие в военных действиях». если гражданское лицо принимает непосредственное участие в военных действиях, то оно может стать объектом нападения, тогда как по общему правилу гражданские лица не должны быть объектом нападения.
В 2003 году Международный Комитет Красного Креста начал процесс экспертных исследований и консультаций по рассматриваемому вопросу с целью определения составных элементов данного понятия и подготовки руководства к его толкованию.
Были проведены пять неофициальных встреч экспертов, среди которых были и эксперты из Российской Федерации. Окончательная редакция «Руководства по толкованию понятия «непосредственное участие в военных действиях» уже завершена. Руководство содержит рекомендации о том, когда и на какое время лицо считается утратившим защиту от непосредственного нападения.
Еще одна проблема - делегирование странами своих военных функций так называемым частным охранным структурам. По своей численности и оснащению некоторые их них - уже сопоставимы с армиями целых государств. И хорошо известно, насколько активно они участвуют в боевых действиях и к чему это приводит.
Таким образом - возникают резонные вопросы. Например, как с точки зрения гуманитарного права определять статус подобных формирований, развернутых, например, в Ираке? Кто несет юридическую ответственность за их действия? Может ли в ситуации вооруженного конфликта персонал этих военных структур претендовать на статус гражданских лиц, защищенных международным правом? Эти и многие другие вопросы требуют немедленного разрешения.
Само понятие частных военных и охранных компаний не является новым, однако их количество за последние годы выросло, а род деятельности – значительно изменился. Прослеживается заметная тенденция к все более активной передаче функций по обеспечению безопасности, традиционно выполняемых государственными структурами, частным предприятиям. На услуги этих предприятий расходуется от 20 до 100 млрд. долларов США в год.
В дополнение к своим наиболее привычным функциям, таким как услуги по материально-техническому обеспечению, частные военные и охранные компании все более активно участвуют в деятельности, которая непосредственно связана с ведением военных операций, включая техническое обслуживание оружия и боевых систем или даже допросы лиц, содержащихся под стражей.
Международный Комитет Красного Креста призвал государства:
• ввести законодательство, регулирующее деятельность частных военных и охранных компаний, особенно в части соответствующей подготовки персонала этих компаний в области международного гуманитарного права и международного права прав человека, знания их норм и ясного понимания персоналом разрешенного поведения;
• включать в контракты с частными военными и охранными компаниями требования о соблюдении международного гуманитарного права, наличия у персонала таких компаний соответствующей подготовки в данной области, прописывать в контрактах процедуру подачи жалоб на действия компаний, процедуру проведения внутреннего расследования нарушений и уведомления властей о них;
• ввести законодательство, предусматривающее уголовную ответственность за нарушения.
Международный Комитет Красного Креста оказал активную поддержку инициативе правительства Швейцарии по разработке документа, не носящего юридически обязательного характера, посвященного вопросам частных военных и охранных компаний. Документ был принят в г. Монтрё (Швейцария) в 2008 году на заседании правительственных экспертов. в нем прописаны существующие правовые обязательства государств (часть первая) и 70 практических методов (часть вторая) для государств, которые имеют отношение к частным военным и охранным компаниям, действующим при вооруженных конфликтах. В 2009 году ООН представлен проект Международной конвенции о контроле, надзоре и наблюдении за частными военными и охранными предприятиями.
Международное гуманитарное право ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения военных действий. К запрещенным методам относятся: предательское убийство или ранение лиц войск неприятеля; нападение на лиц, вышедших из строя; взятие заложников; отдача приказа – никого не оставлять в живых; принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятеля; бомбардировка незащищенных городов и другие.
К запрещенным средствам ведения военных действий относятся: взрывчатые, зажигательные, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле пули; снаряды, назначением которых является распространение удушающих или вредоносных газов; удушливые, ядовитые или другие подобные газы; бактериологические средства; химическое оружие; средства воздействия на природную среду, имеющие широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном; кассетные, шариковые бомбы, мини-ловушки; нападение на гражданское население или гражданские объекты с применением зажигательного оружия, а также на военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения; превращение лесов или других видов растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия; лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях в целях причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы; противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами; дистанционно устанавливаемые мины, не соответствующие положениям о самоуничтожении и самодезактивации; дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации после использования их в военных целях.
Более подробно скажем о кассетных боеприпасах. Практически в каждом вооруженном конфликте, где они были применены, кассетные боеприпасы привели к гибели и увечьям бесчисленных гражданских лиц. Эти трагические последствия связаны с характеристиками кассетных боеприпасов, такими как:
• высокая степень несрабатывания (ненадежность);
• специфические характеристики, свойственные площадному оружию: при их применении разбрасывается огромное количество суббоеприпасов на очень большой территории;
• высокая степень неточности.
Точность кассетных боеприпасов зависит от разнообразных факторов, которые могут привести к тому, что будет поражен не военный объект, а совсем иная, незапланированная цель. Сегодня на территории около 20 стран находятся кассетные боеприпасы. Создалась ситуация, при которой кассетные боеприпасы не регулировались никаким конкретным договором, за исключением основополагающих норм международного гуманитарного права. 30 мая 2008 г. была принята Конвенция о кассетных боеприпасах. Ее подписали 107 государств, принявших участие в дипломатической конференции в Дублине. Эта конвенция запрещает использование, разработку, производство, приобретение, накопление, хранение и передачу кассетных боеприпасов. Она также запрещает помощь, поощрение или принуждение кого-либо к занятию перечисленными видами деятельности. Как только государство становится участником Конвенции, оно обязано соблюдать эти запреты.
Что касается особенностей правил ведения морской войны, то здесь имеются ограничения, предусмотренные некоторыми международными правовыми актами. Например, международное право запрещает использовать морскую блокаду, если она публично не объявлена блокирующим государством, а также не является реальной.
В период вооруженного конфликта государства находятся в состоянии войны. После прекращения военных действий между воюющими странами возобновляются мирные отношения.