ТЕМА 24. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

 

1. Международное гуманитарное право: понятие, источники, принципы, предмет регулирования.

2. Начало и ход военных действий.

3. Правовые способы окончания войны.

4. Международно-правовая защита жертв войны.

5. Международно-правовая защита культурных ценностей.

6. Российская Федерация и международное гуманитарное право.

 

1. Международное гуманитарное право: понятие, источники, принципы, предмет регулирования

Международное гуманитарное право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов .

Существует большое число международных договоров, составляющих международно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права. В их числе: Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны; Дополнительные протоколы I и II 1977 г., Дополнительный протокол III 2005 г. к Женевским конвенциям 1949 г.; Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. и протоколы к ней; Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г. с протоколами; Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.; Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.; Конвенция о кассетных боеприпасах 2008 г.

Среди региональных международных договоров следует назвать Соглашение государств – участников СНГ о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.

Обобщающим принципом международного гуманитарного права является принцип гуманизации вооруженных конфликтов. Это значит, что во время вооруженных конфликтов воюющим нужно обязательно соблюдать законы и обычаи войны .

Другими принципами международного гуманитарного права, вытекающими из обобщающего принципа – гуманизации вооруженных конфликтов - являются следующие: в период вооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны; воюющие ограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий; гражданские объекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться; воюющим надлежит защищать интересы нейтральных государств.

Таким образом, договорное право непрерывно развивается с момента принятия первой Женевской конвенции в 1864 г. Быстрыми темпами развивается и обычное право. В то же время важно еще раз подчеркнуть актуальность основополагающих принципов и норм международного гуманитарного права в условиях современных вооруженных конфликтов.

Предмет регулирования международного гуманитарного права – международные вооруженные конфликты, а также частично вооруженные конфликты немеждународного характера. Международные вооруженные конфликты – это конфликты с применением оружия, в которых участвуют два или более государств. Вооруженный конфликт немеждународного характера обладает следующими признаками:

1) наличие организованных военных действий между противоборствующими силами;

2) в военных действиях участвуют вооруженные силы;

3) достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений;

4) противоборствующие силы должны иметь органы, ответственные за их поведение;

5) каждая из сторон должна иметь контролируемую ею часть территории государства.

Иногда трудно установить, является ли ситуация немеждународным вооруженным конфликтом. При юридической квалификации такой ситуации помимо уровня насилия, следует принимать во внимание характер неправительственной группы. Когда внутренняя организация группы или порядок подчиненности в ней не носят четкого характера, возникает вопрос о том, является ли эта группа достаточно организованной для того, чтобы квалифицироваться как сторона в вооруженном конфликте по смыслу общей статьи 3 Женевских конвенций 1949 года. У каждого вооруженного конфликта немеждународного характера есть свои отличительные особенности. В некоторых случаях государства, являющиеся сторонами в таком конфликте, отрицают применимость международного гуманитарного права к этому конфликту, а в некоторых случаях отрицание исходит от стороны в конфликте, не являющейся государством. Такая сторона мотивирует это тем, что международное гуманитарное право – свод норм, разработанных государствами, и что она не может быть связана обязательствами, ратифицированными государством, против которого она сражается. Часто у участников конфликта недостаточный уровень подготовки в области международного гуманитарного права, либо же такая подготовка и вовсе отсутствует, что ведет к совершению ими многочисленных серьезных нарушений. Иногда конфликт, начавшийся как немеждународный, изменяется («интернационализируется»), когда в него вмешивается третья сторона – иностранное государство, что осложняет применением норм международного гуманитарного права.

В настоящее время характер военных действий меняется: все чаще имеют место ситуации, при которых силы одной из сторон значительно превосходят силы другой (ассиметричная война). Такая асимметрия ставит под угрозу соблюдение определенных норм ведения военных действий, так как у стороны, которая по военной мощи и техническим возможностям значительно уступает противнику, появляется искушение наверстать это отставание, действуя в нарушение международного гуманитарного права.

В последнее десятилетие мир был свидетелем ряда вооруженных конфликтов немеждународного характера. Так, например, после распада СССР такого рода конфликты происходили на территории Грузии (грузино-абхазский и грузино-осетинский), на территории Азербайджана (вокруг Нагорного Карабаха), на территории Молдовы (Приднестровье), на территории Таджикистана (внутритаджикский конфликт).