Открытое море

Исключительная экономическая зона

 

Исключительная экономическая зона представляет собой находящийся за пределами территориально моря и прилегающий к нему район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны морской среды. Ширина исключительной экономической зоны не может превышать 200 миль. В этой зоне все государства – прибрежные и не имеющие выхода к морю – пользуются свободой судоходства и пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими действующими в международном морском праве видами использования моря. Свыше 100 стран установили исключительную экономическую зону шириной до 200 миль.

Прибрежное государство принимает необходимые меры, чтобы состояние живых ресурсов исключительной экономической зоны не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. С этой целью оно определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне. В ст. 62 Конвенции 1982 г. говорится, что «если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей… предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова».

Правовой режим исключительной экономической зоны РФ определен Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.

 

Открытое море - это те морские пространства, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага (ст. 86 Конвенции 1982 г.). Открытое море находится в общем и равном пользовании всех наций. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету.

Данный принцип включает следующие свободы: 1) судоходства; 2) полетов над ним; 3) прокладки подводных кабелей и трубопроводов по его дну; 4) возведения искусственных островов и других установок; 5) рыболовства; 6) научных исследований.

Свобода судоходства тесно связана с национальностью судна. Она определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. При этом связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Известно, что некоторые государства за плату весьма легко предоставляют свой флаг (особенно Либерия и Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов под своим флагом. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов.

Каждое государство обязано эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Оно также должно предпринимать все меры для обеспечения соблюдения общепринятых международных правил и практики.

Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом.

В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказывать их. Пиратские действия, совершенные военным кораблем или воздушным судном, захваченным мятежным экипажем, приравниваются к действиям, совершенным частным судном. Во всех случаях захват осуществляется только судами, состоящими на службе правительства.

Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки.

Допускается "преследование по горячим следам" в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальном море и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.

Острова имеют свое территориальное море, прилежащую зону и т. д. Скалы, непригодные для поддержания жизни человека, не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.