Двустороннее сотрудничество России с иностранными государствами

 

Важную роль в борьбе с терроризмом играет двустороннее сотрудничество России с иностранными государствами. Одним из таких государств является Индия. 6 ноября 2001 г. Президент Российской Федерация В. В. Путин и Премьер-министр Республики Индия А. Б. Ваджпаи подписали Московскую декларацию о международном терроризме. 4 декабря 2002 г. был принят Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. В 2003 г. создана российско-индийская Рабочая группы по борьбе с международным терроризмом.

2 февраля 2002 г. министры иностранных дел Российской Федерации и Японии подписали Совместное заявление по борьбе с международным терроризмом. В документе намечен ряд конкретных шагов, направленных на скорейшее и окончательное искоренение терроризма. 3-4 февраля 2003 г. в Лондоне состоялось второе заседание российско-британской Рабочей группы по борьбе с терроризмом. На заседании был обсужден широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия России и Великобритании в борьбе с международным терроризмом. Стороны рассмотрели актуальные оценки террористической угрозы, включая потенциальную угрозу использования террористами оружия массового поражения. Обе стороны достигли договоренности расширить взаимный обмен разведывательной информацией.

Федеральная служба безопасности России поддерживает контакты с 88 спецслужбами и правоохранительными органами 62 государств мира. Заключены и успешно реализуются 50 соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 34 стран. К этим соглашениям подписано большое количество протоколов, регламентирующих сотрудничество по конкретным направлениям и линиям взаимодействия.

Об эффективности взаимодействия спецслужб России с соответствующими службами иностранных государств свидетельствуют некоторые данные. Так, в ходе совместной операции спецслужб США, России и Великобритании против контрабандистов оружия, проведенной в августе 2003 г., удалось предотвратить крупный террористический акт в США. Речь идет об изъятии из рук контрабандистов 50 противоракетных зенитных комплексов (ПЗРК) «Игла», которые направлялись в США. Террористы вынашивали планы поражения гражданских и военных самолетов США. Следует отметить, что подобная совместная операция спецслужб России, Великобритании и США проводилась впервые со времен окончания Второй мировой войны.

ТЕМА 17. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1. Право международной безопасности: понятие, принципы.

2. Особенности универсальной и региональной систем безопасности.

3. Международные договоры об ограничении оружия массового уничтожения.

4. Взаимодействие России и США по ограничению гонки ядерных вооружений.

5. О национальной безопасности Российской Федерации

 

1. Право международной безопасности: понятие, принципы

Право международной безопасности–отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности[30]. Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы. Специалисты в области международного права к отраслевым принципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI веке мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля – небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты тесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, - будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, - сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международной безопасности, основы которой заложены положениями Устава ООН.

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества.

В праве международной безопасности длительное время обосновывался принцип равной и одинаковой безопасности,который по своей сутиразвивает и конкретизирует предыдущий принцип - ненанесения ущерба безопасности других государств[31]. Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода паритете безопасности.

Однако реальная практика показывает, что данный принцип применим только в отношениях между мощными в военном отношении государствами, например, постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не применялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руководствуются принципом равной и одинаковой безопасности.