Борьба с терроризмом в рамках ООН

В рамках ООН ведется активная работа по борьбе с терроризмом. Генеральная Ассамблея ООН регулярно обращается к проблемам борьбы с терроризмом, рассматривает их, принимает соответствующие решения. Ею, в частности, приняты следующие документы: Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией ГА ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г.; Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма. Утверждена резолюцией ГА ООН 51/210 от 17 декабря 1996 г.; Меры по борьбе с терроризмом. Планы действий по осуществлению Венской Декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века. Утверждены резолюцией ГА ООН 56/261 от 15 апреля 2002 г.; Реагирование на глобальные угрозы и вызовы. Резолюция ГА ООН 57/145 от 16 декабря 2002 г.

Важный импульс борьбе с терроризмом придан принятой Советом Безопасности ООН по инициативе России резолюцией 1269 (1999 г.), которая стала своего рода антитеррористическим манифестом главного органа ООН по поддержанию мира и безопасности. Беспрецедентным документом воспринимается многими государствами принятая 28 сентября 2001 г. резолюция Совета Безопасности ООН К-1373, которая, с одной стороны, вобрала в себя основные положения резолюции 1269, а с другой, определила комплекс мер, направленных на изоляцию террористов, разрушение их инфраструктуры, создание правовых и организационных предпосылок для пресечения любых форм внешней подпитки терроризма.

Резолюцией 1373 предусмотрен механизм контроля в виде Контртеррористического комитета Совета Безопасности (КТК) за реальной антитеррористической деятельностью, что обеспечивает формирование принципиально новой архитектуры сотрудничества в борьбе с терроризмом на универсальном, региональном и субрегиональном уровнях.

Резолюция предусматривает широкий комплекс мер по пресечению внешней подпитки международного терроризма, которые должны скоординированно осуществляться под эгидой ООН на национальном, региональном и универсальном уровнях. Введение в действие и выполнение таких мер носит обязательный характер, а их несоблюдение может повлечь за собой санкции Совета Безопасности ООН.

В рамках ООН подготовлены проекты Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму и Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

Выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел России С. Лавров предложил ООН проект резолюции, в котором намечен ряд конкретных мер с целью усиления борьбы с международным терроризмом. В ней предусмотрены, в частности, меры по наращиванию взаимодействия спецслужб; отказ от двойных стандартов в борьбе с терроризмом; непредоставление террористам, их пособникам и спонсорам убежища; рекомендация Контртеррористическому комитету Совета Безопасности ООН рассмотреть возможность создания нового «черного списка» лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности; рассмотреть вопрос о санкциях в отношении включенных в список террористов.

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров в своем выступлении на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 27 сентября 2008 г. обратил внимание на состояние борьбы с терроризмом, как оно сложилось после 11 сентября 2001 г.

11 сентября 2001 года мир стал другим, сплотившись на борьбу с общей для всех и не знающей границ угрозой терроризма. Мир проявил беспрецедентную солидарность, отбросив старые фобии и стереотипы. Казалось, что глобальная антитеррористическая коалиция – это новая реальность, которая впредь и будет определять развитие международных отношений без двойных стандартов и ко всеобщему благу.

Сплоченность перед лицом смертельных угроз, исходивших от Аль-Каиды и других отрядов «террористического интернационала», позволила на первом этапе достичь серьезных успехов. Затем стали возникать проблемы.

Болезненный удар по единству антитеррористической коалиции нанесла война в Ираке, когда под оказавшимся ложным предлогом борьбы с террором и распространением ядерного оружия было нарушено международное право. Искусственно был создан глубочайший кризис, преодолеть который до сих пор до конца не удалось.

Всё больше вопросов возникает и в отношении происходящего в Афганистане, прежде всего о том, какова допустимая цена потерь среди гражданского населения в продолжающейся антитеррористической операции, кто определяет критерии пропорциональности применения силы, почему международные контингенты не хотят включаться в борьбу с разрастающейся наркоугрозой, от которой всё больше страдают страны Центральной Азии и Европы.

Эти и другие факторы позволяют говорить о кризисных явлениях в антитеррористической коалиции. Если поискать суть проблемы, то она, видимо, в том, что этой коалиции недостает коллективного начала, предполагающего равноправное участие всех в определении стратегии и, особенно, тактики действий. Получилось так, что для управления принципиально новой ситуацией, которая сложилась после 11 сентября и которая требовала подлинно совместной работы, включая совместный анализ и совместное согласование практических шагов, стали применять механизмы, замышлявшиеся для однополярного мира, когда решения принимаются в одном центре, а от всех остальных требуется их выполнять.

Произошло что-то вроде приватизации солидарности, возникшей в мировом сообществе на волне антитеррористической борьбы.