Международно-правовые основы борьбы с терроризмом
Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы ХХ столетия. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, которую подписали 24 государства, но ратифицировала одна лишь Индия.
Во второй половине ХХ века, когда терроризм получил широкое распространение на планете, мировое сообщество вновь предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом. Центром разработки международно-правовых документов по борьбе с терроризмом является ООН. В ее рамках подготовлен и принят ряд международные договоров, направленных на борьбу с терроризмом, в том числе: Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.; Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1994 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.
Международно-правовой основой сотрудничества государств в борьбе с терроризмомна воздушном транспорте являются следующие документы: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1988 г.
Международно-правовой основой борьбы государств с терроризмом на мореявляются следующие договоры: Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ст. 100 – 113); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.
Огромную опасность для государств представляют возможности использования террористами ядерногоматериала при попадании его в их владение. Одно из направлений препятствия такого возможного развития событий – заключение Конвенции ООН о физической защите ядерного материала 1980 г.
15 сентября 2006 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма». Единогласная (424 – за, 0 – против, 0 – воздержалось) поддержка предложения Президента Российской Федерации о ратификации данного международного договора подтвердила высокое качество и своевременность Конвенции, ее большой потенциал и практическую значимость.
Конвенция является первым антитеррористическим договором, принятым в ООН по инициативе России. Кроме того, Конвенция - это еще и первый антитеррористический международно-правовой документ, принятый государствами для предотвращения актов ядерного терроризма, которые пока, к счастью, не имели место.
Цель Конвенции – подвести правовую базу под эффективное противодействие ядерному терроризму, включая их пресечение и ликвидацию последствий.
Принципиально важными признаны положения Конвенции, нацеливающие на широкое международное сотрудничество, в том числе в целях обеспечения неотвратимости ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди». В ней прописаны конкретные обязательства участников по обмену соответствующей информацией, проведению расследований, оказанию взаимной правовой помощи.
Не менее важный аспект – этот договор будет выполняться в тесном взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).
Подписанная 107 государствами и некоторыми уже ратифицированная Международная конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма стала солидным дополнением к 12 действующим универсальным антитеррористическим договорам.
Следующий шаг – обеспечить скорейшее вступление договора в силу (для этого необходимо 22 ратификации) и, главное, его универсальное и полное выполнение государствами. На России – инициаторе Конвенции – лежит почетная и ко многому обязывающая миссия лидера в этом процессе. Ратификация Конвенции нашей страной придаст этому мощный импульс.
Еще одним средством, который может оказаться в руках террористов в целях совершения ими террористических актов, могут быть оружие и взрывчатые вещества. В целях противодействия этому в рамках ООН были приняты два документа: Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. (РФ пока не ратифицировала); Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2001 г. В рамках ООН предпринимаются настойчивые усилия по окончательному согласованию Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом, предложенной Индией и инициированной Россией. Идет поиск тех развязок, которые могли бы позволить выйти на согласованные критерии оценки терроризма и террористических действий[29].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на июль 2004 г. принято около полутора десятков универсальных международно-правовых документов, которые составляют правовую базу для деятельности государств, международных организаций и иных субъектов международного права в борьбе с величайшим злом цивилизации – терроризмом.