Вопрос №31. Стадии избирательного процесса в РФ.

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последо­вательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систе­му правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов. Основные стадии избирательного процесса жестко регули­руются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать кон­фликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением обществен­ности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступ­ления от законности.

Стадии избирательного процесса:

Назначение даты выборов.

Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт проживания граждани­на РФ на территории этого участка, а также временного пре­бывания или наличия открепительного удостоверения. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референду­ма.

Образование избирательных округов и участков. Для про­ведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности заре­гистрированных избирателей. Границы избирательных окру­гов и число избирателей в каждом избирательном округе (схе­ма образования округов) определяются соответствующей из­бирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня голосования и утверждаются соответствующим представи­тельным органом. Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей избирательный округ разбивается на избирательные уча­стки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комис­сиями. Границы избирательных участков не должны пересе­кать границ избирательных округов. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администра­ции не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов.Право выдвиже­ния кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избира­тельным объединениям, а также лицам в порядке самовыдви­жения с последующим сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин, не обладающий пассивным избира­тельным правом на соответствующих выборах. Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гаранти­рованным законом. Все кандидаты обладают равными права­ми и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работа­ющие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязан­ностей и не вправе использовать преимущества своего служеб­ного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, воен­ных сборов и учебы на время участия в выборах.

Предвыборная агитация. Граждане РФ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и закон­ными методами вести агитацию за или против любого канди­дата, избирательного объединения. Она начинается за 28 дней до дня голосования, а прекращается за один день до этого дня. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируют­ся равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через сред­ства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печат­ных материалов. Но в предвыборной агитации не могут уча­ствовать, например, члены избирательных комиссий, государ­ственные органы, органы местного самоуправления, должно­стные лица государственных органов и органов местного самоуправления, представители средств массовой информа­ции. Избирательные комиссии контролируют соблюдение уста­новленного порядка проведения предвыборной агитации.

Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, уста­новление результатов выборов и их опубликование. Голосова­ние на выборах, референдуме проводится в календарный вы­ходной день. Время начала и окончания голосования устанав­ливается законом (08 – 20 часов). Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Закон закрепляет гарантии тайны голосования. Заполнен­ные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблю­дателей. Вместо голосования с использованием бюллетеней может проводиться электронное голосование. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами уча­стковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллете­ней. При подсчете голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия признает недействительными избиратель­ные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъ­явление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без пере­рыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комис­сии, а также наблюдатели, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избира­тельная комиссия составляет протокол об итогах голосования, данные всех таких протоколов суммируются вышестоящей комиссией. На основании этих данных определяются итоги голосования и результаты выборов в соответствующих комис­сиях. Опубликование этих данных возлагается на комиссию округа или субъекта РФ. Официальное опубликование пол­ных данных в федеральных органах власти осуществляется в течение 3 месяцев, иных органов - 2 месяцев.

 

Вопрос №32. Институт президентства в России: становление и развитие.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президента в СССР сначала в процессе всенародного обсуждения Конституции СССР 1936 г., а позже при подготовке новой Конституции были отвергнуты.

Даже в условиях обновляющегося общественного строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии - КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 г. пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР. Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, состоявшийся в апреле 1991г., в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 г. были включены статья, закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.

Его статус по Конституции 1978 г. имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 г. Эти отличия заключаются в том, что Президент:

1) определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (а не глава государства);

2) не обладал полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики;

3) не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

4) не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального банка;

5) был обязан представлять не реже 1 раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада.

Помимо этого указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет (причем последний был вправе приостанавливать действие указов и распоряжений до разрешения вопроса Конституционным Судом). Несмотря на то, что Президент являлся главой исполнительной власти, Совет Министров - Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью всех подотчетных им государственных органов.

Решение об отставке Правительства принималось Съездом или Верховным Советом путем выражения недоверия Правительству, либо Президентом по своей инициативе с согласия Верховного Совета. В Конституции 1978 г. было также закреплено, что Верховный Совет давал согласие на назначение министров иностранных дел; обороны, безопасности и внутренних дел. Президент представлял Верховному Совету предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ. Предусматривалась должность вице-президента.