Вопрос №28. Избирательное право и избирательная система в России.

Эти два понятия во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предо­ставления избирательных прав, проведения выборов и опре­деления результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосова­ния. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяют­ся пропорционально поданным голосам, а вторая — распреде­ление мандатов по избирательным округам на основе боль­шинства поданных голосов (система абсолютного большин­ства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или си­стема относительного большинства, когда победителем стано­вится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и не­повторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в ши­роком и узком смысле.

В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права,

а в узком смыс­ле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное пра­во). Активное избирательное право — это право избирать, а пассивное — право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное пра­во» носят собирательный характер.

В РФ они включают в себя, по существу, четыре различные подси­стемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соот­ветствующих органов государственной власти:

1) Президента РФ;

2) депутатов ГД;

3) депутатов законодательных органов субъектов РФ;

4) органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными пра­вовыми актами, хотя есть и общие для всех источники пра­ва.

Избирательное право включает следующие правовые источ­ники:

1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов ГД;

2) ФКЗ «О референдуме РФ»;

3) ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

4) ФЗ «О выборах Президента РФ» «О выборах депутатов ГД»; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местно­го самоуправления»;

5) другие федеральные избирательные законы;

6) указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов;

7) нормативные акты Центральной избирательной комис­сии, постановления, инструкции и разъяснения;

8) конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администра­ций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов за­конодательных органов субъектов РФ, а также ОМСУ.

Под принципамиизбирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.

Эти принципы сформулированы в международ­но-правовых актах, Конституции и законах РФ.

- Всеобщим признается такое избирательное право, при ко­тором все взрослые граждане мужского и женского пола име­ют право принимать участие в выборах. Специальные усло­вия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цен­зов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соот­ветствующей территории в течение определенного срока).

- Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основани­ях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлет­воряющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные пра­ва и обязанности как избиратели.

- Прямое избирательное право означает, что избиратели го­лосуют на выборах за или против кандидатов (списка канди­датов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражда­нам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост дове­ряют.

- Тайное голосование - Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением сво­его гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюл­летени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. устано­вить личность избирателя.

- Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуп­равления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не на­значаются, то это вправе сделать соответствующая избира­тельная комиссия. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депутатов не может быть более пяти лет.

Вопрос №29. Избирательные комиссии: виды, порядок образования, полномочия.

Избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

В РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

- участковые комиссии.

Важнейший принцип деятельности избирательных комис­сий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведе­нии выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправле­ния. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений, кандидатов, избирательных объедине­ний, организаций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избиратель­ным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в ча­стности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, и др.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии устанавливаются федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ устанавливаются федеральными законами.

ЦИК является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ, действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК составляет четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Госу­дарственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кан­дидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ. Члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Полномочия ЦИК:

- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рф;

- организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

- обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

- осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации, порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

- осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

- осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

- заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;

- устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов РФ, местных референдумов устанавливаются настоящим ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Избирательные комиссии субъектов являются государственными органами субъектов, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта и не может быть менее 10 и более 14. Формирование избирательной комиссии субъекта осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта и высшим должностным лицом субъекта. Половина членов избирательной комиссии субъекта назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, другая половина - высшим должностным лицом субъекта.

Полномочия:

- те же, только на территории субъекта;

- утверждает перечень территориальных комиссий.

 

Вопрос №30. Избирательные округа: виды, порядок образования.

Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории.

избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

- избирательный округ единый (единый избирательный округ) - избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;

- избирательный округ многомандатный(многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;

- избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается один депутат;

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

- соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

- при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

- избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

При образовании одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.