Тема: Виды и типы корпоративных СМИ.
Вопросы семинара
1. Корпоративная пресса: журналистика или PR?
2. Вопрос о конкуренции в российских корпоративных СМИ.
3. Базовые отличия развития корпоративной прессы в России от западной, уникальность становления.
План:
1. Основные виды корпоративных СМИ:
- газета;
- информационные листовки;
- журналы;
-сетевые ресурсы;
-радио;
- телевидение.
2. Типы корпоративных изданий:
а) по характеру аудитории;
б) учредитель (владелец);
в) по типу финансирования;
г) по типу распространения;
д) по степени самостоятельности при подготовке и выпуске;
е) издательские характеристики.
1. Исследование корпоративной печати находится в начальной стадии, поскольку она сама находится в стадии активного развития. Уточнение ее характеристик необходимо, т.к. это помогает отчетливее понять специфику ее функционирования в обществе.
Проблема типологии корпоративной прессы носит не только теоретический, но и сугубо практический смысл. Успех издания во многом зависит от того, насколько точно выдерживается его типологическая модель. Выход за пределы избранного или исторически сложившегося типа издания может привести к катастрофическим последствиям. Классическим примером таких последствий в российской практике служит журнал «Огонек». Попытка сделать из него российский «Life» превратила многомиллионный тираж в микроскопический. Для журнала такого типа в России с точки зрения аудитории просто не было.
Говоря о виде корпоративного СМИ, мы вслед за Ю.В. Чемякиным будем подразумевать форму распространения информации. Отталкиваясь от Закона РФ «О СМИ», в качестве форм распространения выделяем:
- периодические печатные издания;
- радиопрограммы;
- теле-, видеопрограммы;
- электронные сетевые ресурсы.
Каждый из этих видов корпоративных СМИ имеет свои преимущества и недостатки.
Начнем с периодических печатных изданий. Газеты.
Достоинства:
- удобство восприятия информации: можно взять домой, почитать на диване;
- сравнительная оперативность;
- традиционное для России доверие к печатному слову;
- относительно высокий имиджевый потенциал, большие возможности в плане формирования корпоративной культуры;
- можно без труда скопировать любой интересующий материал.
Недостатки:
- сравнительная дороговизна производства и выпуска (если издание не самоокупаемое);
- ограниченный объем и связанные с этим ограниченные возможности анализа информации.
Информационные листовки (под информационными листовками мы понимаем печатное издание небольшого объема (как правило, 1-2 страницы) и формата (как правило, А 4). Информационная листовка может представлять собой лист бумаги с текстом на одной стороне).
Информационные листовки имеют те же достоинства и недостатки, что и газеты. Но есть и отличия. Например, информационная листовка требует меньших финансовых затрат (печатается зачастую с помощью офисной техники), отличается большей оперативностью. Незначительный объем листовки дает меньшие возможности анализа информации. Имиджевый потенциал листовок значительно ниже, чем у газет. Зачастую информационные листовки являются лишь начальным этапом корпоративного издательского PR. Многие успешно развивающиеся компании переходят с выпуска информационной листовки на издание полноценной корпоративной газеты. В некоторых компаниях информационные листовки функционируют наряду с другими корпоративными СМИ, и выполняет свои особые функции. В таких случаях листовка предназначена для распространения стратегически важной информации среди менеджеров компании. При этом, чем выше уровень менеджмента, тем он проще по оформлению, дизайну, важна исключительно информационная часть.
Журналы.
Достоинства:
- большие возможности анализа, осмысления информации;
- удобство восприятия информации;
- возможность длительного хранения информации и повторного обращения к ней;
- высокий имиджевый потенциал; большие возможности в плане формирования корпоративной культуры;
- традиционное для России доверие к печатному слову;
- относительно большой объем информации;
- можно без труда скопировать любой интересующий материал.
Недостатки:
- дороговизна производства и выпуска (если издание не самоокупаемое);
- отсутствие оперативности;
- «замедленное» действие (содержащуюся в журнале информацию обычно прочитывают не сразу, а по прошествии некоторого времени);
- необходимость иметь целый штат специалистов, сотрудников редакции, обеспеченных помещением и необходимой аппаратурой.