Высший Арбитражный Суд РФ
Является высшим судебным органом по рассмотрению экономических споров. Это суд четвертой (надзорной) инстанции, он является вышестоящим по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет несколько функций.
Во-первых, в его функции входит проверка правильности применения закона судами нижестоящих инстанций, если решениями этих судов права и интересы лиц, оспаривающих эти решения, существенно нарушены в результате неправильного применения судами норм материального или процессуального права.
Необходимо подчеркнуть, что не всякое нарушение влечет за собой вмешательство Высшего Арбитражного Суда РФ, а лишь такое, которое нарушает единообразие в толковании и применении норм права либо публичные интересы или препятствует принятию законного решения по другому делу.
Во-вторых. ВАС РФ рассматривает некоторые категории дел в качестве суда первой инстанции:
ü дела об оспаривании актов Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы и Совета Федерации, федеральных органов исполнительной власти, которыми затронуты права и законные интересы отдельных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
ü экономические споры между РФ и субъектом РФ, а также между субъектами РФ.
В-третьих, важная функция ВАС РФ - обеспечение единообразного применения закона всеми арбитражными судами. Руководящие постановления по разъяснению законодательства принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Толкования законов, содержащиеся в указанных постановлениях, обязательны для всех арбитражных судов. Кроме того, Пленум ВАС РФ обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, выступает с законодательной инициативой, решает вопрос об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности нормативных актов и выполняет различные организационные функции.
В приложении 2 дана схема, отражающая иерархию системы арбитражных судов, структуру и полномочия каждого звена.
Стадии рассмотрения дела в арбитражном суде
Производство по делу в арбитражном суде может состоять из нескольких этапов, илистадий рассмотрения дела.
Первым этапом является рассмотрение дела по существу в суде первой инстанции. На этой стадии суд должен исследовать все обстоятельства спора и принять решение о правах и обязанностях сторон.
Если стороны удовлетворены вынесенным решением, то по истечении установленного законом срока на его обжалование (1 месяц) оно вступает в законную силу и может быть исполнено (добровольно или принудительно).
Второй этап - повторное рассмотрение дела по существу в суде апелляционной инстанции. Если хотя бы одна из сторон не согласна с решением суда первой инстанции, она вправе подать на него жалобу.
Жалоба на не вступившее в законную силу решение подается в пределах установленного законом срока и именуется апелляционной. Подачей такой жалобы возбуждаетсяапелляционное производство - вторая стадия рассмотрения дела.
В рамках апелляционного производства вышестоящий суд повторно рассматривает дело, устраняет нарушения, если они были допущены судом первой инстанции. В результате апелляционного пересмотра суд второй инстанции может оставить решение без изменения, отменить решение суда первой инстанции или изменить его, вынести новое решение. Апелляционный суд не вправе в случае отмены решения суда первой инстанции направить дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд.
Постановление апелляционного арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его вынесения в окончательной форме.
Третий этап - проверка правильности применения закона нижестоящими судами в суде кассационной инстанции.
Стороны могут быть не согласны с принятыми по делу судебными актами и после апелляционного пересмотра. Несмотря на то, что судебные акты вступили в законную силу, закон предоставляет сторонам возможность обжаловать такие решения в кассационной инстанции. В пределах установленного законом срока могут быть поданы кассационные жалобы в вышестоящий суд и тем самым возбуждено кассационное производство.
Основное отличие кассационного производства от апелляционного заключается в том, что кассационная инстанция не осуществляет повторного рассмотрения дела, она занимается исключительно проверкой правильности применения закона судами нижестоящих инстанций. Такая проверка, как правило, проводится по материалам дела с учетом доводов кассационной жалобы.
Новые обстоятельства и доказательства кассационная инстанция не исследует. Если в ходе кассационного производства будет установлено, что в нижестоящей инстанции были допущены нарушения закона, судебный акт отменяется, а дело передается на новое рассмотрение в одну из нижестоящих инстанций. Только в тех случаях, когда все обстоятельства дела были установлены судами первой и апелляционной инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении нормы закона, суд кассационной инстанции может вынести новое решение.
Если акты нижестоящих инстанций соответствуют закону, кассационная инстанция оставляет их без изменения. Если один из принятых по делу судебных актов правильный, а другой - неверный, кассационный суд может своим постановлением оставить в силе один из ранее принятых судебных актов.
Четвертый этап - пересмотр в порядке надзора, который производится Президиумом ВАС РФ. Это последняя стадия рассмотрения дела, на которой также проверяется законность вступивших в силу судебных актов.
Основное отличие данной стадии от кассационного производства заключается в том, что основаниями для такого пересмотра и отмены вступивших в законную силу судебных актов служат не простые нарушения, а существенные нарушения закона, допущенные на предыдущих этапах рассмотрения дела. К ним относятся:
• нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
• нарушение прав и свобод человека с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права;
• нарушение публичных интересов.
Порядок возбуждения надзорного производства также более сложный: заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом ВАС РФ, по результатам рассмотрения заявления может быть вынесено решение либо о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, либо об отказе в пересмотре. Если заявление о передаче дела для пересмотра в порядке надзора удовлетворено, Президиум ВАС проверяет законность принятых по делу судебных актов.
По результатам такой проверки Президиум ВАС РФ может:
• оставить акты без изменения;
• оставить в силе один из принятых по делу актов;
• отменить судебные акты и передать дело на новое рассмотрение в любую из нижестоящих инстанций;
• изменить судебные акты или принять новый судебный акт (в случае если все обстоятельства дела установлены нижестоящими инстанциями полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм права).