Формирование условий торговых договоров
VI. Дистанционный способ
V. Заключение договора путем оплаты покупателем полученного от продавца счёта-фактуры
III. Заключение договора путём присоединения
Договор присоединения впервые появляется в 19 веке, и возникает он в связи с тем, что железнодорожные компании были вынуждены заключать один и тот же договор с большим числом потребителей. И тогда родилась идея разрабатывать некие формуляры, которые были бы одинаковыми для всех. И сама суть этого договора в том, что особенностью его заключения является то, что вторая сторона не принимает никакого участия в разработке его условий. То есть это не особый договор как таковой (как, например, публичный договор), а особый способ его заключения.
Основные черты этой конструкции:
- условия вырабатываются только одной стороной, которая разрабатывает формуляр или т.н. стандартную форму (при этом большинство публичных договоров заключается именно по способу присоединения).
- формуляр не требует утверждения или опубликования в печати (как, например, это надо в примерном договоре – в ГК РФ это названо в качестве обычая делового оборота, т.е. чтобы это стало обычаем, он должен быть опубликован)
- второй контрагент не может повлиять на выработку условий и может заключить этот договор не иначе как путём присоединения. Но впоследствии это можно оспорить в суде, если удастся доказать, что если бы этот договор заключался в обычном порядке, то каких-то «грабительских» условий не было бы. То есть способ защиты – апеллировать к особенностям этого договора.
IV. Заключение договора путём выдачи лицом подписанного документа (предусмотренного законом или договором)
Типичный пример – страховой полис, а также складские свидетельства.
Широко применяется в практике «разовых» поставок и купли-продажи. Большое число договоров именно в этой форме. В договоре должны быть указаны наименование, количество товара, ассортимент, его стоимость.
Много договоров этим способом заключается, причём не только в розничной торговле, но и оптовой. Но он предусматривает особые правила заключения (на них останавливаться не будем).
Есть ещё возможность заключения предварительного договора – достаточно часто в купле-продаже недвижимости. Его значение – связать стороны.
______________________________
(техника договорной работы, т.е. как раз формирование условий договора)
Классификация условий договоров:
А. Существенные, обычные и случайные
Обычные – условия, которые сформулированы в законе в виде императивной или диспозитивной нормы (т.е. условия «из закона»)
Случайные – те, которые включаются по усмотрению сторон
Б. Подразумеваемые, вырабатываемые сторонами и существенные (в принципе то же самое)
Наиболее удачная классификация условий:
Существенные, существенно-определимые и обычные
Существенные – это предмет (1); условия, которые названы в законе (2) (наименование, количество, срок, цена); это условия договора, относительно которых по заявлению одной из стороны должно быть достигнуто соглашение (3).
Существенно-определимые – которые практически необходимы для договоров, но, в отличие от существенных, при их отсутствии договор не может быть признан незаключенным, и во-вторых, они указаны в законе (это качество, срок и цена).
Обычные – которые не относятся к первым двум.
Практика судов исходит из того, что если одна из сторон желает придать условию существенный характер, то об этом должно быть прямо указано в предложении о заключении договора.
Если стороны в процессе переговоров не могут договориться о неустойке. Т.е. не договорились, а начали исполнение договора. При этом произошло, например, какое-то нарушение при поставке. И сторона в суде заявляет о том, что считает договор незаключенным. Это бывает часто, когда сторона не хочет платить санкции, ведь исполнение договора уже произошло, и считать его незаключенным вроде нелогично. Так вот – если не договорились о размере неустойки, то договор не будет считаться незаключенным – просто будет действовать условие без неустойки (т.е. этого условия как бы нет).
Условия договора: способы определения в договоре условий о количестве, ассортименте и качестве.
Условия о количестве входит составной частью в предмет. Оно считается существенным, и при его отсутствии договор считается незаключенным.
Способы определения количества:
– в натуральном выражении (штуки, тонны, метры)
– в денежном (передача товаров на сумму…рублей)
– порядок определения количестве (например, «продавец обязуется передать товары в количестве, соответствующем у покупателя суммы»). Но должна быть четко определена сумма. Можно «не более»/«не менее»
Если количество определяется в денежном выражении, то в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ (не помню дату) №18 по поставке: изменение цены на товары не влечет за собой изменение условий о количестве товаров.
Последствия нарушения условия о количестве – в ст.466 ГК РФ
Условия об ассортименте. Раньше оно относилось к существенным условиям, но сейчас не относится. Ассортимент – это соотношение разновидностей товаров в пределах групп товаров по конкретному договору.
Различают групповой и развернутый ассортимент.
Групповой ассортимент – это перечень разнообразных групп однородных товаров (например, зимнее пальто, зимняя обувь). Часто применяется в долгосрочных договорах.
Развернутый ассортимент – это размер, расцветка и т.д.
Ещё для обозначения ассортимента используется термин «номенклатура», хотя он в большей части используется применительно к продукции.
Ассортимент определяется или в договоре, или (если большое число позиций) в спецификации (при этом в договоре должна быть ссылка, что эта спецификация является неотъемлемой частью договора).
В договоре часто определяется групповой ассортимент и предусматривается, что развернутый ассортимент определяется периодически (например, каждый квартал, месяц) в высылаемых спецификациях. И в этом случаях должно быть указано, кто и в какие сроки должен высылать эту спецификацию, потому что изменение ассортимента не допускается в одностороннем порядке. Соответственно, нарушение условий об ассортименте может быть подтверждено спецификацией – а для этого она должна быть в надлежащем месте, у надлежащего лица и своевременно.
Существует различный порядок изменения ассортимента. Поскольку изменение ассортимента – это изменение условий договора, то оно совершается по соглашению сторон. Но есть различный порядок применительно к договорам купли-продажи и поставки.
В договоре поставки допускается возможность замены ассортимента, но с предварительного согласия покупателя. При этом согласие должно быть получено в письменной форме до передачи товаров.
В договоре купли-продажи – товары, не соответствующие ассортименту, считаются принятыми покупателем, если он в разумный срок после их получения не сообщит продавцу об отказе от товара.
Условия о качестве.
Способы определения качества могут быть различными. Во многих договорах (купли-продажи, поставки, контрактации, дистрибуции, коммерческой концессии в сфере купли-продажи, агентские) включается не просто условие, а целый раздел, посвященный качестве товаров.
В свою очередь этот раздел включает в себя следующие позиции:
1) определение качества товара
2) условие о предоставлении гарантии качества и, соответственно, исчислении срока на изделие (комплектующее)
3) порядок приёмки (установление качества товаров при их приемке и сообщение о выявленных недостатках) (эта часть практически выпала из ГК РФ – он только говорит, что «надо немедленно уведомить», но сам порядок не указан).
4) порядок устранения недостатков
Порядок приёмки был подробно расписан в Инструкциях П-7 и П-6 («О порядке приемки продукции товаров по количеству» и «О порядке приемки продукции товаров по качеству»).
А вопросов много: о проведении экспертизы, о приглашении специалиста, как нужно принимать товар – в присутствии продавца или нет, как доказывать. Все эти вопросы были детально урегулированы.
Они архаичны, но сейчас вообще пробел, и в результате можно часто встретить в договорах ссылки на эти инструкции. Нормативную силу они утратили и могут использоваться как деловое обыкновение если они включены в договор (это как раз есть в Постановлении №18). Но не советую никому делать такую ссылку – можно взять какие-то отдельные нормы, но не делать ссылку на всю инструкцию (там очень много лишнего).
Поэтому сейчас два способа: или сделать ссылку на отдельные нормы инструкции (в этом случае они будут действовать как договорные нормы), или подробно расписать порядок приемки.
Способы определения качества при приёмке:
1) по образцу или описанию (образец пломбируется, определяется порядок его хранения)
2) на основе технических регламентов и стандартов (если необходимо получение сертификата, то предусматривается распределение прав и обязанностей сторон: кто получает, кто предоставляет, кто проводит сертификацию)
3) в соответствии с условиями договора
Условия о гарантии.
Гарантия качества:
– законная (предполагает возможность использовать товар в пределах разумного срока. Считается, что она установлена на любой товар, если для него не предусмотрена договорная гарантия)
– договорная (это гарантийный срок).
Претензии по гарантии принимаются в пределах 2 лет с момента передачи товара покупателю.
Бремя доказывания:
– при законной продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого, т.е. бремя доказывания (презумпция доказывания) лежит на покупателе.
– при договорной продавец несет ответственность, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара, либо по причинам, связанным с ненадлежащим использованием, т.е. бремя лежит на продавце.
Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, либо (на сезонные товары) с момента, устанавливаемого соответствующим органом субъекта РФ (например, если вы зимой купили летние сандалии, то срок начинает течь не с момента покупки, а, например, с 1 апреля или 1 мая).
Есть ещё понятие срока годности, который устанавливается на продовольственные товары. И его цель иная – после истечения срока годности продукт не может использоваться по назначению. И если в договоре предусмотрен срок годности, то важно предусмотреть и остаточный срок – чтобы, к примеру, товары со сроком годности 30.04 не привезли 29.04 – тогда поставщик формально выполнил свои обязательства, но вы всё равно с этим товаром «попали», т.к. торговать им можно только один день.
Срок годности исчисляется с момента изготовления товара. Исчисляется двумя способами: либо дата, по наступлению которой невозможно использовать, либо периодом времени, в течение которого товар годен к использованию.