Конкуренция в коммерческой деятельности
Лекция № 9 19.04.
1. Правовое регулирование конкурентных отношений в зарубежных странах. Принцип экстерриториальности
2. Состав законодательства о конкуренции. ФЗ «О защите конкуренции»
3. Ограничительные меры, направленные на защиту конкуренции на монопольных рынках
4. Меры ответственности за недобросовестную конкуренцию
1. С точки зрения правового регулирования отношений конкуренции, государства делятся на:
· преследующие недобросовестную конкуренцию на основе деликтной ответственности (Нидерланды, Франция, Италия)
· государства, в которых принято специальное законодательство о конкуренции (Германия, Австрия, Россия)
· защита в которых осуществляется как на основе деликтной ответственности так и на основе законодательства о конкуренции
Принцип экстерриториальности (отношение неоднозначное в России) - законодательство о защите конкуренции распространяется в том числе на соглашения заключенные в иностранном государстве (есть положение в ФЗ «О защите конкуренции). Аналогичный принцип был и в законодательстве США – в соответствии с ним компании были обязаны предоставлять информацию о совершенных сделках - в других странах в частности во Франции и Великобритании были приняты полярные НПА запрещающие передачу этой информации.
Три варианта решения возникающей проблемы:
- применение принципа экстерриториальности;
- полное отсутствие регул конкурентных отношений при внешней торговле
- компромиссное решение (применение оговорок в контракте об ограничениях в соответствии с внутренним законодательством)
Впервые, на международном уровне понятие недобросовестной конкуренции было упомянуто в парижской конвенции об охране промышленной собственности. Кроме того в ней содержалось положение о принятии в странах участниках конвенции актов о регулировании недобросовестной конкуренции.
В РФ закон о конкуренции впервые появляется в 1991 году. В настоящее время действует только в части понятийного аппарата.
Законодательство о конкуренции формировалось в специфичных условиях: - полное отсутствие конкуренции (существование крупных монополий) – поэтому основной крен был сделан на создание мер направленных на развитие конкурентной среды.
В настоящий момент законодательство о конкуренции можно определить как совокупность актов регулирующих отношения связанные с конкуренцией и НПА антиконкурентной направленности.
Законодательство:
Конституция (ст.8, 34,74)
Закон «О защите конкуренции» 26.07.2006 г. Принимался в условиях широкого обсуждения общественности.
Основные положения:
-Цель: защита конкуренции
-круг отношений (сфера действия) – финансовые рынки (утрата силы закон о защите конкуренции на рынке финансовых слуг); - интеллектуальная собственность; - естественные монополии
-рассмотрение товарного рынка с точки зрения участия производителей как российских, так и иностранных
- изменено понятие доминирующего положения, изменены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены.
Понятие:немецкая концепция - концепция сравнения рынков – цена считается монопольно завышенной, если она в значительной степени превышает цену, сложившуюся на этом рынке. Другая концепция – ограничения прибыли – цена считается завышенной, если она в значительной степени превышает затраты на производство этой продукции. В нашем законе используются оба критерия.
Понятие монопольно высокой считается цена при наличии двух условий: цена должна существенно превышать цену сложившуюся на рынке и цена должна превышать существующие затраты на производство. Если одно из условий отсутствует – то цена не может быть признана монопольно высокой
- специальная глава посвящена проведению торгов
- внесены значительные изменения в раздел относящийся к экономической концентрации (слияния и поглощения).
ФЗ «О естественных монополиях»
Подзаконные НПА: ФАС, Правительство
Другие акты: ГК (ст.10, ст.1033), ФЗ «О рекламе», «О недрах», «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»
Конкуренция - процесс в котором хозяйствующие субъекты, независимо действующие на рынке ограничивают друг друга в возможности создания условий на рынке. Антипод – монополистическая деятельность.
Нормальная конкуренция – отсутствие барьеров, и цены формирующиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением
Признаки наличия конкурентной среды на товарных рынках:
Существование имущественно и организационно независимых производителей товаров или поставщиков в количестве достаточном для возникновения конкуренции на рынке;
Наличие на рынке организационно и имущественно независимых покупателей, позволяющих формировать уровень платежеспособности
Отсутствие барьеров
Независимое экономическое поведение поставщиков и покупателей
Выделяются три группы мер направленных на создание конкурентной среды:
· меры по созданию и развитию конкурентной среды (стимулирующие меры)
· меры, направленные на ограничение монополистической деятельности на товарных рынках
· -меры, направленные на пресечения недобросовестной конкуренции (меры ответственности).
В России особую роль играют стимулирующие меры
Недобросовестная конкуренция (определение в ФЗ) – признаки:
-может осуществляться только действиями субъектов
-субъектами недобросовестной конкуренции могут быть хозяйствующими субъектами (российскими и иностранными ЮЛ, их объединениями, ИП, некоммерческими организациями)
-цель деятельности -приобретение неоправданных преимуществ
- эти действия могут рассматриваться как правонарушения, если носят противоправный характер либо противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости
Основные формы недобросовестной конкуренции:
-распространение ложных и неточных сведений, которые могут причинить убытки,
-введение в заблуждение в отношении характера, способа, места производства, потребительских свойств товаров
-некорректное сравнение
-продажа обмен либо введение в товарооборот товаров, если незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности
-незаконное получение, использование и разглашение информации, которая представляет собой коммерческую тайну.
Стимулирующие меры (см. Учебник)