Конкуренция в коммерческой деятельности

Лекция № 9 19.04.

 

1. Правовое регулирование конкурентных отношений в зарубежных странах. Принцип экстерриториальности

2. Состав законодательства о конкуренции. ФЗ «О защите конкуренции»

3. Ограничительные меры, направленные на защиту конкуренции на монопольных рынках

4. Меры ответственности за недобросовестную конкуренцию

 

1. С точки зрения правового регулирования отношений конкуренции, государства делятся на:

· преследующие недобросовестную конкуренцию на основе деликтной ответственности (Нидерланды, Франция, Италия)

· государства, в которых принято специальное законодательство о конкуренции (Германия, Австрия, Россия)

· защита в которых осуществляется как на основе деликтной ответственности так и на основе законодательства о конкуренции

 

Принцип экстерриториальности (отношение неоднозначное в России) - законодательство о защите конкуренции распространяется в том числе на соглашения заключенные в иностранном государстве (есть положение в ФЗ «О защите конкуренции). Аналогичный принцип был и в законодательстве США – в соответствии с ним компании были обязаны предоставлять информацию о совершенных сделках - в других странах в частности во Франции и Великобритании были приняты полярные НПА запрещающие передачу этой информации.

Три варианта решения возникающей проблемы:

- применение принципа экстерриториальности;

- полное отсутствие регул конкурентных отношений при внешней торговле

- компромиссное решение (применение оговорок в контракте об ограничениях в соответствии с внутренним законодательством)

 

Впервые, на международном уровне понятие недобросовестной конкуренции было упомянуто в парижской конвенции об охране промышленной собственности. Кроме того в ней содержалось положение о принятии в странах участниках конвенции актов о регулировании недобросовестной конкуренции.

В РФ закон о конкуренции впервые появляется в 1991 году. В настоящее время действует только в части понятийного аппарата.

Законодательство о конкуренции формировалось в специфичных условиях: - полное отсутствие конкуренции (существование крупных монополий) – поэтому основной крен был сделан на создание мер направленных на развитие конкурентной среды.

В настоящий момент законодательство о конкуренции можно определить как совокупность актов регулирующих отношения связанные с конкуренцией и НПА антиконкурентной направленности.

Законодательство:

Конституция (ст.8, 34,74)

Закон «О защите конкуренции» 26.07.2006 г. Принимался в условиях широкого обсуждения общественности.

Основные положения:

-Цель: защита конкуренции

-круг отношений (сфера действия) – финансовые рынки (утрата силы закон о защите конкуренции на рынке финансовых слуг); - интеллектуальная собственность; - естественные монополии

-рассмотрение товарного рынка с точки зрения участия производителей как российских, так и иностранных

- изменено понятие доминирующего положения, изменены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены.

Понятие:немецкая концепция - концепция сравнения рынков – цена считается монопольно завышенной, если она в значительной степени превышает цену, сложившуюся на этом рынке. Другая концепция – ограничения прибыли – цена считается завышенной, если она в значительной степени превышает затраты на производство этой продукции. В нашем законе используются оба критерия.

Понятие монопольно высокой считается цена при наличии двух условий: цена должна существенно превышать цену сложившуюся на рынке и цена должна превышать существующие затраты на производство. Если одно из условий отсутствует – то цена не может быть признана монопольно высокой

- специальная глава посвящена проведению торгов

- внесены значительные изменения в раздел относящийся к экономической концентрации (слияния и поглощения).

ФЗ «О естественных монополиях»

Подзаконные НПА: ФАС, Правительство

Другие акты: ГК (ст.10, ст.1033), ФЗ «О рекламе», «О недрах», «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»

 

Конкуренция - процесс в котором хозяйствующие субъекты, независимо действующие на рынке ограничивают друг друга в возможности создания условий на рынке. Антипод – монополистическая деятельность.

Нормальная конкуренция – отсутствие барьеров, и цены формирующиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением

 

Признаки наличия конкурентной среды на товарных рынках:

Существование имущественно и организационно независимых производителей товаров или поставщиков в количестве достаточном для возникновения конкуренции на рынке;

Наличие на рынке организационно и имущественно независимых покупателей, позволяющих формировать уровень платежеспособности

Отсутствие барьеров

Независимое экономическое поведение поставщиков и покупателей

 

Выделяются три группы мер направленных на создание конкурентной среды:

· меры по созданию и развитию конкурентной среды (стимулирующие меры)

· меры, направленные на ограничение монополистической деятельности на товарных рынках

· -меры, направленные на пресечения недобросовестной конкуренции (меры ответственности).

 

В России особую роль играют стимулирующие меры

 

Недобросовестная конкуренция (определение в ФЗ) – признаки:

-может осуществляться только действиями субъектов

-субъектами недобросовестной конкуренции могут быть хозяйствующими субъектами (российскими и иностранными ЮЛ, их объединениями, ИП, некоммерческими организациями)

-цель деятельности -приобретение неоправданных преимуществ

- эти действия могут рассматриваться как правонарушения, если носят противоправный характер либо противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости

 

Основные формы недобросовестной конкуренции:

-распространение ложных и неточных сведений, которые могут причинить убытки,

-введение в заблуждение в отношении характера, способа, места производства, потребительских свойств товаров

-некорректное сравнение

-продажа обмен либо введение в товарооборот товаров, если незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности

-незаконное получение, использование и разглашение информации, которая представляет собой коммерческую тайну.

 

Стимулирующие меры (см. Учебник)