Наименование места происхождения товаров

Лекция № 8_12.04

О способах индивидуализации: наименование места происхождения товаров

 

Определение наименования мест происхождения товаров содержится в 4 части ГК

Определение достаточно громоздкое, поэтому выделим признаки этого способа индивидуализации, которые вытекают из данного определения.

Наименование места происхождения товаров характеризуется следующими признаками:

1) особые свойства товара, присущие только ему и которые выделяют его среди массы однородных.

2) В названии содержится географический объект (это может быть в современном либо историческом его звучании).

3) Наличие специфических присущих географическому объекту природных условий (это могут быть природные условия либо человеческий фактор)

4) Зависимость или взаимообусловленность особых свойств товара от природных условий или человеческого фактора.

Совокупность всех этих признаков дает основание для регистрации наименования места происхождения товаров в патентном ведомстве.

Иными словами, в чем суть наименования места происхождения товаров – это особые его свойства, находящиеся в причинной связи (в зависимости) от соответствующего географического объекта, от его природных условий, либо от человеческого фактора.

Надо сказать, что при регистрации наименования места происхождения товаров именно эта взаимообусловленность и играет решающее значение для вынесения решения о регистрации.

Скажем, могут быть различные – может быть взаимообусловленность исключительно связанная с условиями природными – типичный пример – минеральная вода по названию географического места, где находится источник, когда говорят о человеческом факторе, то обычно имеются в виду традиции мастеров, которые передаются из поколения в поколения – например, хохлома или вологодские кружева. А иногда НМПТ сочетают 2 свойства: и природные условия географического объекта и человеческий фактора – например, абрау дюрсо обусловлена не только природными свойствами земли, на которой выращивается виноград, но и умением мастеров.

То же самое гжель – определенный характер глины, который добывается в этих местах и человеческий фактор, передающийся из поколения в поколение.

Основной задачей охраны НМПТ как раз и является предотвращение использования этого наименования для обозначения тех товаров, которые не обладают подобными свойствами.

Если мы говорим о защите товарных знаков – она защищает товар неся некую информацию потребителю о его производителе, то информация о НМПТ касается свойств товаров и основная цель защиты НМПТ состоит в предотвращение использования этого наименования для товаров, которые не обладают подобными свойствами.

Что касается названия географического объекта, находящегося в иностранном государстве, то он может быть зарегистрирован на территории РФ как НМПТ в том случае если этому наименованию предоставляется такая же защита на территории данного государства.

Права на использование НМПТ возникают с момента его регистрации в обозначении.

Что касается использования, то здесь я не буду подробно, я только обозначу использование НМПТ является то же самое, что и в отношении товарного знака, это использование его на товарах, на упаковке, на документации, которая обозначает введение товаров в имущественный оборот, на экспонатах, выставках.

То же самое касается нарушений, связанных в НМПТ, они могут быть аналогичны тем, что мы с Вами разбирали.

 

Поэтому мы рассмотрим вопрос о соотношении этих понятий, а если говорить более точно о различиях между ними, потому что и товарный знак, и НМПТ являются способами индивидуализации товаров. В чем различие:

1) Объем правовой защиты ТЗ ограничивается перечнем товаров для которых он предназначен (зарегистрирован), а объем защиты НМПТ ограничивается особыми свойствами товара, которые обусловлены соответствующими факторами (например, географическом факторе). Отсюда, товарный знак нам несет информацию о производителе в первую очередь, а НМПТ нам несет информацию о свойствах этого товара, поэтому следующее различие:

2) В отношении НМПТ не применяется при регистрации принцип новизны. И кроме того, право пользования НМПТ может быть представлено любому ЮЛ или ФЛ, который производит товар в соответствующей местности, с соблюдением соответствующих условий. То есть если товар обусловлен и отвечает этим свойствам, то любое лицо может обратиться и зарегистрировать свое право на применение данного НМПТ, поэтому это право считается и называется коллективным, в отличие от права на товарный знак. Отсюда вытекает следующее отличие

3) Товарный знак может быть уступлен, может быть предметом сделки по его уступке, он может передаваться на основании лицензионного договора, договора франчайзинга, уступка права может быть в составе комплекса исключительных прав, которые передаются. В отличие от этого право на НМПТ невозможно передать, им может пользоваться только сам правообладатель, оно не может быть предметом сделки и это связано с тем, что любое лицо … нет смысла, нет необходимости в его передаче, потому что если лицо производит товар с такими же свойствами, то это лицо вправе обратиться в патентное ведомство и зарегистрировать свое право на использование НМПТ, поэтому его передать не возможно, а передать его в отношении товаров, не отвечающих этим свойствам теряет всякий смысл.

 

Рассмотрим вопрос связанный с защитой этих способов индивидуализации. В принципе защита ТЗ и НМПТ осуществляет абсолютно одинаковыми способами, поэтому каждый раз говоря о товарном знаке будем иметь в виду, что то же самое относится к НМПТ.

Защита осуществляется в основном в юрисдикционной форме, может осуществляться в рамках как административной, уголовной, так и гражданской процедур. Сейчас вопрос о защите права на ТЗ стоит достаточно остро, потому что если многие скандалы в недавнем прошлом были связаны с акционерными войнами, то сейчас немало случаев скандалов, выходящих за пределы судебных заседаний, связанные с использованием тех или иных товарных знаков. Это может происходить по разным причинам.

Несколько лет назад – крупный скандал в московским эндокринным заводом у которого на складе изъяли 40 000 упаковок лекарственных средств с ТЗ «Пенталгин» и до судебного разбирательства изъятие было с помощью РУБЭПа, которая потом перешла в русло судебного разбирательства (очевидно что проверка была инициирована другой компанией, которая имела законное право на использование этого ТЗ).

Очень часто проблемы связаны с бывшими советскими брендами, так как тогда товарные знаки никто не регистрировал и сейчас например такой товарный знак как «Монастырская изба» для вина зарегистрирован в нескольких субъектах РФ. При возникновении коллизии начинается спор, то же самое касается конфет и т.д. Нужно заметить что такие споры, иногда выливающиеся в войны существуют не только в России, например международный скандал с сыром Фета (Греция, Германия, Франция и Италия, право признано за греками), в результате Евросоюз опубликовал (чтобы прекратить некоторые из этих коллизий) список 41 наименование продуктов, эксклюзивное право на производство которых могут иметь определенные регионы в рамках ЕС. Все эти вопросы и возникали и возникают не только в России.

 

Какие способы защиты установлены в российском законодательстве? Здесь можно выделить и используются как общие способы (установленные статьей 12), так и специальные способы, которые предназначены исключительно для защиты права на ТЗ.

Общие способы:

1) признание права на ТЗ. В каких случаях возникают эти споры, наиболее часто такого рода иски подаются в 2 случаях: 1. когда речь идет о реорганизации ЮЛ и 2. признание права на общеизвестный товарный знак.

2) Требование о прекращении незаконного использования ТЗ. Это требование может быть заявлено даже в целях предотвращения готовящегося правонарушения – при хранении товара, при пересечении через таможенную границу.

3) Требование об удаление с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака (по сути это разновидность такого способа как восстановление положения существовавшего до нарушения требования, то есть по сути все эти требования вписываются в рамки статьи 12)

4) Требование изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактной продукции (сформулировано как – требование изъятия из оборота товаров, сходных до степени смещения). То же достаточно актуальная для России проблема – доля контрафактной продукции в России достаточно велика – наиболее подвержены это лекарственные средства, алкогольная продукция, табачная продукция и спортивная одежда. В рамках административной юрисдикции таможенным органам предоставлено право вести свой реестр обозначений товаров, они ведут активную борьбу с нарушением использованием ТЗ, если речь идет о пересечении таможенной границы.

Специальные способы (предназначенные исключительно для защиты этих прав):

1) требование об опубликовании судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего (в судебном порядке)

2) Новый способ – право лицу, при нарушении прав на ТЗ – предусмотрена возможность возмещения убытков либо выплата компенсации (так как рассчитать убытки сложно, а в законе предусмотрен размер компенсации – за основу может быть выбран один из 2 критериев: 1. Компенсация в размере от 10 000 до 5 млн рублей по усмотрению суда исходя из характера нарушения 2. Двукратный размер стоимости товаров или в двукратном размере право использования ТЗ (то что называется брендом) (это нельзя назвать альтернативным обязательством, это альтернативное требование, его сам истец выбирает).

3) Тоже новый – возможность ликвидации ЮЛ, если суд придет к выводу о том, что эта организация неоднократно либо грубо нарушала исключительные права на средства реализации. Такого рода требование может быть рассмотрено исключительно по требованию прокурора. Или если такое нарушение совершает гражданин-предприниматель, то может стоять речь о прекращении его регистрации в качестве ИП.

 

Орган, который проводит единую политику в области средств индивидуализации товаров и их защиты, то в законе он назван как федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, то есть Роспатент.

Какие конкретно основные функции в этой области на него возложены?

1) принятие и рассмотрение заявок на регистрацию ТЗ, принятие решения о регистрации и разрешение споров возникших в этом вопросе(так как эти споры не подведомственны суду) – патентная экспертиза, скажем, в отношении промышленного образца.

2) Проведение экспертизы

3) Выдача свидетельства

4) Иные функции (функция по признанию товарного знака общеизвестным).

 

Исключительные права на ТЗ защищаются не только на внутреннем рынке, но и в международных отношениях.

В международных отношениях действует основной принцип, который фактически обозначен во всех конвенциях, посвященных этому вопросу, что если лицо выходит на соответствующий рынок какого-либо государства, то это лицо обязано зарегистрировать ТЗ или НМПТ на территории данного государства в соответствии с существующими правилами.

Среди международных организаций, непосредственно занимающихся этим вопросами, можно назвать всемирную организацию по интеллектуальной собственности (ВОИС) и ВТО.

Одним из важнейших международных соглашений, которые были приняты ВТО в этой сфере - соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), оно устанавливает свод правил по защите интеллектуальной собственности при осуществлении участниками международной торговли, международных торговых операций. Но поскольку мы в ВТО вступили, как я понимаю, то естественно это соглашение для нас теперь представляет такую же актуальность.

Помимо этого соглашения я Вам назову важнейшие организации, занимающиеся этими вопросами, но каждая из этих организаций была создана на основе соответствующего соглашения.

Например, достаточно большое значение имеет Союз по охране промышленной собственности. Он был создан участниками парижской конвенции по охране промышленной собственной, участницей которой является Россия, как приемница СССР.

Важнейшее значение имеет организация, которая занимается международной регистрацией товарных знаков – это Мадридский союз, союз он по международной регистрации знаков, его как раз образуют участники Мадридского союза. Эта организация, это соглашение, оно регулирует порядок осуществления международной регистрации товарных знаков.

Третья – это так называемый Ниццский союз, образован на конференции, проводившейся в Ницце, союз по международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Его образуют страны, участницы ниццского соглашения о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Почему оно важно? К нему очень часто прибегают наши предприниматели, правообладатели, которые оспаривают право. Дело в том, что товарный знак не может использоваться один и тот же не просто в отношении товаров, а в отношении однородных товаров. А вопрос об однородности товаров, он во-первых в разных странах может решаться неодинаково, во-вторых, не то что каждую неделю-месяц, а каждый день появляются новые товары, поэтому, например, определить является ли он однородным с тем на который зарегистрирован товарный знак или нет не всегда представляется возможным.

В связи с этим участниками этого соглашения была утверждена единая классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков. В этой единой классификации было предусмотрено 34 класса и фактически все товары размещены по их однородности в различные группы.

Эта классификация носит характер рекомендательной с точки зрения национального законодательства. Поэтому на нее может ориентироваться Роспатент или участники соответствующего спора в суде, но на как такой ориентировочный документ в пользу (поддержку) той или иной точки зрения, а вот при регистрации на основе Мадридского соглашения, то есть при международной регистрации товарных знаков, эта классификация имеет обязательное значение. Поэтому она имеет особое значение.

Можно отметить соглашение по международной классификации промышленных образцов, а также в Лиссабоне был создан союз по охране НМПТ (участвуют более 20 государств, Россия не присоединилась).

 

Мы рассмотрели способы индивидуализации товаров и у нас остался один способ идентификации – это маркировка.

Маркировка товаров относится к средствам идентификации и в отличии от ТЗ, который обозначает принадлежность товаров определенному производителю маркировка содержит сведения необходимые прежде всего пользователю. Речь идет о составе информации, которую должна содержать маркировка товаров – это в том числе дата изготовления, меры предосторожности и номер регистрации (если товар подлежит регистрации).

Единственно, информация, которая помещается на маркировке она может определяться техническим регламентом или соответствующим стандартом или договором, то есть нет такого обязательного перечня. Но важнее другое – в статье 458 ГК РФ было предусмотрено, что товар не признается готовым к передаче если он не маркирован или другим способом не идентифицирован для целей договора.

В соответствии с этой нормой значение маркировки возрастает, так как ее отсутствие может явиться основанием для признания обязательства неисполненным, речь идет не только когда товар готов на складе к передаче его путем самовывоза, но и речь идет о передаче товара покупателю в месте его нахождения, если товар соответствующим образом не маркирован, то признается, что обязательство по его передаче не исполнено.

Существует так называемый штрих-код на товары, он был введен на основании американской системы кодирования товаров, потом он был введен в ЕС, теперь и в России, но он не несет никакой информации для потребителя, это скорее способ определенного учета товаров для производителя, торговой организации.

 

Последний вопрос в этой теме (объекты) – это товаро-распорядительные документы.

Возникновение товаро-распорядительных документов исторически было связано с морской перевозкой, смысл их появления состоял в том, что пока товар достаточно длительное время находился в пути, то возникновение этих бумаг было связано с возможностью включения этих товаров в оборот, возможностью совершения с ними определенных операций, тогда была рождена бумага, которая стала символом товара, это дает возможность собственнику товара совершать определенные сделки пока товар находится в пути. В настоящий момент в ГК говориться о том, что к передачи вещи приравнивается передача коносамента либо иного товаро-распорядительного документа.

Исходя из совокупности норм можно дать определение, что товаро-распорядительный документ представляет собой документ, передача которого приравнивается к передаче представленного им товара. Но ни в России, ни в законодательстве других стран не содержится исчерпывающего перечня товаро-распорядительных документов.

В связи с этим мы рассмотрим основные признаки товаро-распорядительных документов, при наличии которых та или иная бумага может быть отнесена к товаро-распорядительным. С формально-юридический точки зрения он должен сочетать следующие черты:

1) ТРД является разновидностью ценной бумаги, из этого исходит ныне действующий ГК РФ (в юридической литературе есть иные точки зрения). Из того, что это разновидность ценной бумаги, ТРД обладает соответственно следующими признаками: переход вещного права на бумагу означает переход прав из бумаги, владелец бумаги может осуществить выраженное в бумаге право не иначе как путем предъявления этой бумаги, и наконец, должник по бумаге, добросовестно исполнивший обязательство управомоченному лицу освобождает себя от ответственности ( + обязательные реквизиты). Эти 3 момента присущи всем ценным бумагам, и ТРД как разновидности.

2) Но ТРД все равно относятся к особому виду ценных бумаг, поскольку они удостоверяют не только обязательственные права, но и вещные. Второй признак – ТРД закрепляет право на получение товара.

3) Это право (на получение товара) может иметь место либо в отношении индивидуально-определенной вещи, либо в отношении вещи определенной родовыми признаками, но определенным образом идентифицированными, то есть выделенными. Например, когда речь идет о вывозе товаров, он может быть определенным образом способом, кстати, с помощью маркировки идентифицирован.

4) Лицо выдавшее бумагу (должник по бумаге), то есть ТРД, должно обладать определенным титулом. Титул – основание владения, это может быть договор (перевозки или хранения).

 

Значение того или иного ТРД во многом объясняется степенью его оборотоспособности, которая определяется видом документа, положением сторон в сделке, расстоянием между сторонами, условиями платежа и др.факторами.

На сегодняшний день правовое регулирование ТРД осуществляется с помощью

1) ГК РФ – основной документ, это положения относящиеся к ценным бумагам (глава 7), а также 2 часть (глава 47, это нормы, регулирующие отношения связанные с хранением товаров на складе). Еще в 2001 году (12 апреля) был принят ГД федеральный закон о двойных и простых складских свидетельствах, но такого закона до сих пор нет (он затерялся в комитетах и комиссиях) – его основное значения он должен был упростить порядок обращения взыскания на товар, находящийся на складе.

2) транспортное законодательство (рассредоточены в зависимости от видов транспорта)

3) есть еще один ТРД – это закладная – документ регулирующийся нормами об ипотеке, поскольку оформляет отношения связанные с залогом недвижимого имущества, мы этот вид не рассматриваем.

 

Перейдем к рассмотрению отдельных видов: