ВАЖНО ДЛЯ ГОСОВ

И теперь я уж точно скажу, потому что я вам говорила, что этот вопрос Татьяна Сергеевна задавала несколько раз на государственных экзаменах: что первая в России ярмарка была организована в 1641 году у стен Макарьевского монастыря. Это была первая в России ярмарка. У стен Макарьевского монастыря — это близ Нижнего Новгорода. А вот с 1822 года ведёт свою историю старейшая Нижегородская ярмарка, которая одна из единственных получила международную премию.

 

Надо сказать, что если не считать период НЭПа, то долгое время такая форма оптовой торговли как ярмарки (разумеется, вы понимаете, что мы речь ведём не о тех оптовых ярмарках, которые у нас называются обыкновенные рынки, речь идёт об оптовых ярмарках, где встречаются, у нас они часто проводятся в смешанном виде, когда выступают и покупатели и потребители, и в которых одновременно участвуют потенциальные оптовые покупатели, речь идёт именно об этих ярмарках, которые проводятся для заключения).. то возрождение ярмарок в советский период имело место в середине 70х годов.

Ярмарки в советский период сыграли революционную роль для того периода. Оптовые ярмарки — это было единственное место и единственная форма, где договоры заключались не на основании актов прикрепления покупателей к поставщикам, а на основании свободного волеизъявления. Это была единственная форма в тот период. В тот период было принято временное положение о порядке проведения оптовых ярмарок, договоры на них заключались на основе заявок.

Ярмарки проводились отдельно по продукции производственно-технического назначения, которые обычно организовывал ГосНап и ГосАрбитраж, и проводились ярмарки по продаже-закупке товаров народного потребления, которые проводило Министерство Торговли совместно с ГосАрбитражем. Участие ГосАрбитража предопределялось тем, что на этих ярмарках достаточно оперативно заключались договоры и разрешались преддоговорные споры по условиям этих договоров. Поэтому возрождение ярмарочной торговлю в постсоветский период было неслучайно, поскольку это были зачатки определённый рыночных механизмов формирования договорных связей.

Что из себя представляют ярмарки на сегодняшний день?

Первое, что можно отметить, что они создаются и действуют также, как в своё время начинали действовать биржи, в отсутствии нормативного регулирования их деятельности. На сегодняшний день отсутствуют нормативные акты на федеральном уровне, в том числе которые бы регулировали деятельность этих субъектов.

Если говорить о международных документах, то, в принципе, Россия является участницей парижской конвенции 1928 года о международных выставках. Было заключено два соглашения в рамках СНГ о проведении ярмарок и выставок.

Кроме того, в субъектах федерации принимаются отдельные акты, в частности, в Москве действует уже много лет положение об организации и порядке проведения ювелирных ярмарок. Но нормативного акта комплексного регулирования деятельности сейчас нет, поэтому, с точки зрения правового регулирования, их деятельность осуществляется в вопросах, связанных с заключением договора — это Гражданский Кодекс, в вопросах, связанных с оформлением, любая выставка-продажа нередко предусматривает перемещение товаров через таможенную границу с помещением под таможенный режим — соответствующие положения Таможенного Кодекса, всё что касается налогообложения — это положения Налогового Кодекса. На самом деле, при отсутствии нормативного регулирования, основной правовой механизм организации и проведения ярмарок является договор.

 

Один из актуальных вопросов — это вопрос об организационно правовой форме оптовых ярмарок.

Есть мнение о том, что оптовые ярмарки должны создаваться в форме некоммерческих организаций, но вся сложность состоит в том, что с одной стороны оптовые ярмарки далеко не всегда являются постоянно действующими субъектами, а с другой стороны они обладают определёнными элементами правосубъектности: при проведении ярмарок создаётся ярмарочный комитет, создаётся арбитраж ярмарочного комитета, который на сегодняшний день действует в форме третейского разбирательства.

Исходя из того, что правовая форма не определена, на сегодняшний день существует два вида ярмарок.

Первый — это постоянно действующие — это такие крупные ярмарки, которые организовываются в форме, как правило, открытых акционерных обществ (Нижегородская ярмарка, Тверская, Экспоцентр и ряд других).

Второе — это временно проводимые оптовые ярмарки, в качестве организаторов и учредителей которых выступают крупные выставочно-ярмарочные центры, плюс Торгово—промышленная палата и практически всегда в этих договорах участвуют органы исполнительной власти (как правило, субъекты федерации), поскольку проведению любой ярмарки и выставки-продажи затрагивает определённые элементы инфраструктуры.

В основе проведения ярмарки лежит договор. По своей природе это договор о совместной хозяйственной деятельности, который устанавливает соответствующие правила, в частности, допуска (если обратится к положениям проведения Московских ювелирных ярмарок, то в нём прямо говорится о том, что в качестве участников допускаются только организации имеющие лицензию на совершение операций с ювелирными изделиями). То есть, в принципе, этот договор касается организации внутренних органов ярмарки и утверждает соответствующие правила её проведения.

Характерными признаками ярмарки являются, первое, периодических характер, второе, торговля осуществляется на основании образцов, на ярмарках заключаются прямые договоры между производителями и покупателями товаров, хотя это не исключает участия посредников.

Ярмарки могут проводиться по территориальному признаку, по отраслевому, по товарной специализации.

Одной из особенностью проводимых ярмарок бывает организация преддоговорных споров, которые возникают между потенциальными участниками.

Как вы знаете, существует два вида третейского разбирательства, для временно проводимых ярмарок, естественно, допустима процедура третейского разбирательства «ад хок», когда соответствующий третейский суд создаётся на время проведения ярмарки. Но, в связи с этим, в законе от 2012 об организованных торгах прямо предусмотрена возможность и необходимость создания в результате проведения организованных торгов соответствующих арбитражных комиссий, которые бы действовали в форме третейских судов. С этой точки зрения хотела бы обратить ваше внимание на то, что, в своё время, было разъяснение Высшего арбитражного Суда, которое касалось именно бирж. Но оно в равной степени относится к третейскому разбирательству на ярмарках, на биржах и на предполагаемых организованных торгах.

Любое третейское разбирательство, основной его смысл, это добровольность передачи спора сторонами. Поэтому те условия, когда правила соответствующей биржи, правила организованных торгов или ярмарок включают условия об обязательном рассмотрении возникающих между сторонами споров в соответствующем третейском комиссии или суде, то данное условие является незаконным, потому что закон допускает создание, но нельзя обязать стороны, даже действующими правилами проведения торгов, на передачу соответствующего спора.

 

Теперь некоторые особенности выставочной торговли.

Начала ярмарок и выставок нередко сочетаются и, фактически, разницы между ними нет, даже с точки зрения их учредителей и организаторов. Но выставку-продажу от оптовой ярмарки отличает следующее.

Во-первых, на выставках товар представляется его производителем (это особенность), более того, выставка часто служит формой апробации новых товаров и товаров, которые готовятся к выпуску.

Во-вторых, выставку характеризуют большое количество маркетинговых и рекламных мероприятий, сопровождающих её проведение (это различные акции). В то время как на ярмарке идёт предложение конкретных партий товара. Кроме того, это масштаб предложения и неограниченный круг посетителей. То есть в выставке могут принимать участие не только потенциальные покупатели, но и любые организации и граждане.

И, наконец, ярмарки могут носить универсальных характер, а выставки, как правило, носят тематический характер, проводятся по определённым группам товаров, по определённым научным тематикам и направлениям.

 

Следующим участником является торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленные палаты действуют в соответствии с законом, который был принят в 1993 году.

Торговая палата является негосударственная некоммерческая организация, которая объединяет российские предприятия и российских предпринимателей.

Из определения, в котором видно, что такое торговая палата, видно, что этот закон был принят в 1993 году: используется такой термин, как предприятие (после введения Гражданского Кодекса у нас есть термин организация). В основе образования торгово-промышленных палат действует принцип добровольности.

В качестве учредителей могут выступать организации, граждане предприниматели, а также их объединения. Если говорить об особенностях учреждения, то минимальное число участников — это 15. Образуются они по территориальному принципу. На одной и той же территории не может быть больше одной торгово-промышленной палаты.

Если цели деятельности некоммерческой организации определяются ею самой, то цели деятельности торгово-промышленных палат исчерпывающим образом определены в законе. Торгово-промышленная палата Российской Федерации является участницей международной торговой палаты, где она представляет интересы своих членов. Естественно, что торгово-промышленная палата выполняет различные функции, обслуживает задачи в области не только торгового оборота. Мы с вами рассмотрим функции торгово-промышленной палаты в области именно торгового оборота, её участие как организатора торгового оборота...

 

...в следующий раз мы с этого начнём: функции торгово-промышленных палат в области торгового оборота...