Лекция № 3_01.03

Мы будем рассматривать систему источников торгового права в РФ в условиях отсутствия специального акта.

Начинаем с Конституции РФ, но не абстрактно, а речь идет о тех нормах, которые относятся к торговому праву, это прежде всего ст.8, ст.34, ст.74, ст.71.

Ст.8 – в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг.

Ст.34 – она указывает на возможность каждого использовать свои способности для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности и также важным положением этой статьи является то, что в ней прямо говориться о недопущении деятельности направленной на недобросовестную конкуренцию.

Ст.74 предусматривает недопустимость установления на территории РФ таможенных границ о свободном перемещении денежных и финансовых средств.

Ст.71 она содержит норму о том, что установление правовых основ рынка относится к исключительной компетенции РФ.

А вот тот вопрос о принятии торгового кодекса в Калмыкии вот как раз и противоречит ст.71 , т.е. субъекты не вправе принимать законы, регулирующие торговые отношения.

В то же время полномочия органов исполнительной власти по регулированию торговой деятельности, их компетенция в этой сфере закреплена в специальном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».

 

Далее поскольку мы рассматривали торговое законодательство как часть гражданского естественно одним из основных актов продолжает оставаться ГК РФ.

ГК РФ, а именно все общие положения (субъекты, лица, сделки, обязательства).

Что касается 2 части ГК РФ, то это нормы о договорах купли-продажи, о посреднических с точки зрения торгового права (агентирование, комиссия, поручения, франчайзинг), и некоторые другие, которые сопутствуют другим видам деятельности - нормы складского хранения, о транспортировке грузов, о транспортной экспедиции.

Если говорить о 3 части ГК РФ, то это нормы международного частного права, которые относятся в такой же степени и к международному торговому праву. Эта часть, как правило содержит коллизионные нормы.

4 часть ГК РФ - на прямую к торговому обороту имеют отношения такие нормы, которые регулируют средства индивидуализации товаров: товарный знак, наименование мест происхождение товаров, промышленные образцы.

 

Сейчас мы рассматриваем систему источников по вертикали с точки зрения соподчиненности нормативных актов и с этой точки зрения эта система практически не отличается от системы источников права и для других отраслей права.

 

Далее идут законы, которые регулируют торговую деятельность, напрямую либо косвенно. Сюда в первую очередь относятся в качестве специального закона:

- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», вступил в силу с 01.02.2010 г. № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле)

- ФЗ «О рекламе»

- комплекс актов, регулирующих поставку товаров для государственных нужд

- Закон о защите конкуренции

- и др.

 

Прежде чем перейти к характеристике дальнейших источников мы отдельно рассмотри вопрос об основных положениях Закона о торговле.

История принятия данного закона не заурядная.

Что нашло отражение в его нормах (наиболее весомые, значимые моменты):

Ø Одним из таких моментов, хотя и не очень логичных…это впервые было установлено в нашем законодательстве – ведение торгового реестра. То что было до революции, то что существует в других странах…лицо комерсанта определяется по его нахождению в реестре.

Торговые реестры – систематические базы данных, в которые предполагается внесение сведений о хозяйствующих субъектах ,которые осуществляют поставки товаров и о хозяйствующих субъектах торгующих этими товарами. Поставлять товар могут не только посредники, но и производители, однако производители в реестр не включаются. Вообще вопрос о субъектах торговой деятельности очень своеобразно решен в этом законе, в частности применительно к этому реестру.

Плюс предполагается введение в это реестр сведений о состоянии торговли в том или ином регионе…и его доступность для всех участников данного вида деятельности.

Ø Сфера действия – этот закон не распространяется на внешнеторговые операции, на торговые операции на биржах, на розничных рынках, на рынках ценных бумаг. Это связано с тем, что этим видам торговли посвящены отдельные виды законов.

Ø Основные понятия, на которых следует остановиться:

- Впервые на законодательном уровне вводится понятие торговой деятельности, оптовой торговли, розничной торговли, поскольку до этого эти определения содержались в нормативно-технической документации, которыми являлись Стандарты.

- Вводится понятие типового объекта (стационарный – который нельзя передвигать, нестационарный – который можно передвигать).

- Очень интересное понятие торговой сети.

Этот закон изначально инициировали производители, причем средний и мелкий бизнес и поэтому цель его принятия – противодействие с торговыми сетями, которые диктуют свои условия производителям, устанавливают неправомерные бонусы и т.п. В этой связи в законе устанавливаются некоторые ограничения непросто в отношении лиц, осуществляющих торговую деятельность, а именно в отношении торговых сетей.

Согласно Закону, торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Т.е. для определения по сути взято два критерия:

- общее управление;

- и использование коммерческого обозначения – одно из средств индивидуализации, которое не подлежит регистрации и оно очень легко меняется, по сути это вывеска, которую можно легко изменить, в отличие от других средств индивидуализации.

Если, например, следовать формально определению Закона, то получается, скажем два ларька, которые торгуют цветами, и принадлежат одному ИП, то это уже торговая сеть.

И также, например, два киоска мороженного с названием «Ромашка», использующие единое коммерческое обозначение, это тоже торговая сеть.

Для сравнения - в Великобритании выделение торговых сетей за основу установлен оборот, превышающий 1 млрд.фунтов стерлингов по операциям, связанными с товарами, либо это размер торговых площадей.

Наш Закон ни один из этих критериев не использует.

 

Ø Требования к заключению договоров в сфере торговли, которыми славится этот Закон.

Закон предусматривает достаточно много императивных норм, которые касаются именно договорных отношений, императивных требований, которые в первую очередь естественно ограничивают один из основных принципов – принцип свободы договора.

В частности, это следующие нормы:

v в Законе в качестве единственного договорного инструмента для приобретения товара либо продажи продовольственных товаров предусматривается договор поставки продовольственных товаров. Это уже изъятие из принципов, поскольку одним из принципов свободы договора является выбор вида договора.

В этом Законе предусмотрено, что поставщик и сетевой торговец должны обеспечить друг другу доступ к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки и условиях такого договора в открытом доступе в Интернете. Т.е. торговая организация должна разместить на сайте в интернете те условия, на которых она готова заключить соответствующий договор поставки продовольственных товаров. Причем эти условия должны быть одинаковыми для всех и в них должна быть отражена одинаковая ценовая политика, одинаковые условия по количеству, ассортименту товаров и тд.

 

В данном случае встает нескольку вопросов:

- как квалифицировать подобное размещение данной информации;

- включение данного условия было обусловлено как раз жалобами о том, что сетевые ретейлеры предоставляют неодинаковые условия поставки мелким производителям и средним производителям и крупным. Но с другой стороны в этом есть логика, например, если речь идет о поставках какой-нибудь крупной компании со значительным ассортиментом. Закон же обязывает прежде чем заключать договор необходимо информацию вывести в интернет и, соответственно, торговая организация не вправе от нее потом отступать.

Что же это по своей правовой природе?

Естественно такая информация не может рассматриваться как оферта, потому что с одной стороны это предложение, это оформление тех или иных условий, но одно из требований оферты состоит в том, что из нее с очевидностью должно вытекать намерение стороны заключить договор с конкретным лицом. Это не публичный договор, не публичная оферта, когда лицо готово заключить договор с любым кто к ней обратится.

Следовательно, с правовой точки зрения размещение такой информации нельзя рассматривать как оферту, скорее это предложение делать оферту, но оно связывает лицо, разметившее информацию, условиями будущего договора.

Но это не значит, что за 2 года действия Закона не найдены обходные пути.

 

v Следующие императивные нормы касаются цены.

В качестве общего правила по формированию цены закреплено, что цены устанавливаются соглашением сторон, но в отношении некоторых товаров устанавливается государственное регулирование, как цен так и торговых надбавок.

Так, в частности, в Законе предусмотрено, если в отношении наиболее социально значимых товаров в течение 30 календарных дней подряд наблюдается рост цен на 30 процентов и более Правительство вправе установить предельно допустимые цены.

Перечень этих товаров устанавливается Правительством.

В настоящее время этот перечень включает 24 наименования.

Есть еще один момент – цена товара складывается из определенных показателей.

Чтоб была понятна суть изменений приведу пример.

Существует такое понятие как прайс-лист, и в нем в ходе переговоров устанавливается цена и определенные скидки, которые поставщик может предложить покупателю. Скидки могут быть связаны с количеством товара, со сроком их реализации и т.д. Скидки отражаются в счете-фактуре.

А дальше происходит следующее.

Поставщик заинтересован не просто в том, чтобы его товар реализовался, а чем быстрее, чтоб поставщик мог закупить новую партию товара, поэтому иногда предусматривалось такое вознаграждение за продажу по определенным срокам товарам. Это вознаграждение – вне фактурная скидка, но стороны неким образом вносили ее в счет-фактуру и стимулировали себя. Система скидок была достаточно разветвленной, например, за выборку всего ассортимента товаров, определенные бонусы за выкладку товара (какой-то товар на виду располагается, а какой-то дальше).

Многие из таких скидок с правовой точки зрения вряд ли обоснованны, но многие вполне реальны.

Какие изменения внес Закон?

В соответствии с Законом, помимо цены допускается вознаграждение только за объем приобретенных товаров и не более 10 процентов причем эти 10 процентов запрещены если речь идет о социально значимых товарах, которые включены в перечень Правительства.

Это то же императивная норма, которая ограничивает формирование цены, которая может включать в себя различные показатели. Закон говорит – вознаграждение может быть, но только за объем, не более, соответственно, 10 процентов.

 

v Императивные сроки оплаты.

Установление императивных сроков оплаты было оправдано, поскольку где то осень-зима 2008 – 2009 гг. сроки оплаты за продовольственные товары превышали всякие разумные пределы, в частности, за молочную продукцию покупатели расплачивались в течение 180 дней и это условие включалось нередко в договор.

Что касается сроков оплаты – то мы уже это проходили, в 90е годы (1996 -1997), был печальный указ Ельцина об установлении сроков оплаты за поставленный товар (работы, услуги), где всем организациям предписывалось производить оплату не позднее чем через 3 месяца, более того предписывалось что и те которые не произвели должны обращаться в арбитражный суд, было создано спецведомство, которое должно было отслеживать неплательщиков, но в отношении данного указа было молчаливое неодобрение – арбитражные суды высказывали позицию, что они не будут применять при рассмотрении дел данный указ, поскольку он явно находился в разрезе с ГК РФ, с точки зрения сроков оплаты, ответственности.

Сейчас по-другому решен вопрос в Законе – в Законе предусматривается, что срок оплаты за товар поставлен в зависимость от срока годности товара и, соответственно, это тоже императивно, т.е. эта норма не может быть изменена соглашением сторон.

 

v Следующее – это запрет на перемену лиц в обязательстве.

В Законе прямо установлено - В договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора (п.10 ст.9 Закона).

 

v Еще один вопрос на котором надо остановится – это услуги по рекламированию товара, потому что опять же любой производитель заинтересован в продвижении своих товаров на рынок, чтобы товары покупали регулярно. Поэтому производитель он планировал свое производство, а торговые организации они осуществляли некий маркетинг.

В чем это проявлялось? В том, что в торговых организациях осуществлялась реклама «попробуйте…», «тест драйвы в автосалонах»….и это было предметом соглашения…осуществлялась выкладка товара, чтоб покупатель смог увидеть в первую очередь именно «нужный» товар. Все это регулировалось в одном договоре поставке.

Изменения, которые предусмотрены в Законе…стороны теперь могут устанавливать такие дополнительные услуги, но это должно оформляться отдельными договорами, эти условия не могут включаться в договор поставки товара для продовольственных нужд. Они должны оформляться отдельным договором на оказание услуг, т.е. таким образом Закон поставил под запрет регулирование этих вопросов в одном договоре. В этой связи в целях налогообложения появляется самостоятельный объект налогообложения.

 

v Запрет на заключение договоров комиссии.

В Законе прямо установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

 

Общее представление о Законе – с одной стороны этот Закон безусловно является актом гражданского законодательства и содержит при этом много публичных норм, с другой стороны он фактически вторгается в сферу торгового регулирования и устанавливает именно императивные нормы, которые стороны обязаны учитывать при заключении соответствующих договоров.

 

Рассматриваем далее систему вертикальных источников.