Бизнес и мораль

ЛЕКЦИЯ № 8. Этика и мораль предпринимательства

Этика– в переводе с греческого языка означает философское учение о морали, ее принципах, нормах и роли в обществе (Э.Гегель).

Мораль– это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу (Современный толковый словарь русского языка. М., 2004).

В предпринимательской деятельности этика и мораль выражаются в высоконравственном поведении бизнесменов в процессе проведения различных бизнес-операций.

Предпринимателю следует создать себе имидж порядочного и честного человека, следуя принципам высокой морали. Чаще всего многие начинающие предприниматели недостаточно осознают, что соблюдение принципов морали и этики и создание имиджа порядочного человека являются залогом успешной предпринимательской деятельности.

Нормы морали, прежде всего, опираются на честь и совесть человека. Нельзя заставить бизнесмена быть высокоморальным человеком. Он должен почувствовать эти качества в себе, иметь собственные убеждения на этот счет.

Бизнес– это предпринимательская деятельность, приносящая доход. В процессе предпринимательской деятельности происходит обмен между людьми деньгами, товарами, ресурсами, услугами, различными результатами деятельности. Для обеих сторон, занимающихся обменом, первым неотложным принципом честного бизнеса должны быть правила эквивалентности и равноценности.

В результате соблюдения этих правил происходит справедливый обмен между участниками бизнес-операции, вследствие которого каждый участник остается в выигрышном положении.

В бизнесе не должно быть обмана, нечестного поведения, несоблюдения принципов человеческой морали и этики, так как деятельность предпринимателя связана с риском.

Многие предприниматели заключают сделки не документально, а всего лишь на словах, заручившись честным словом участника операции. Гарантируя друг другу соблюдение правил честности и порядочности в процессе проведения операции, предприниматели имеют возможность получить не только хорошую прибыль, но и создать себе имидж порядочных людей и партнеров.

К сожалению, в бизнесе присутствуют люди, для которых не существует правил добропорядочных отношений. Они не соблюдают ни гражданских, ни религиозных, ни человеческих законов морали. Воровство, обман, взяточничество и вымогательство являются у них не пороками, а достоинствами.

Чаще всего к обману и воровству прибегают начинающие предприниматели, которым нужно приобрести первоначальный капитал для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность. Люди, не имеющие моральных устоев, прибегают к аморальным способам ведения бизнеса, оправдывая это тем, что для достижения целей любые средства хороши. Аморальный бизнес является острой проблемой в социальном обществе.

Сложность в решении этой проблемы заключается в том, что нечестных и аморальных предпринимателей трудно привлечь к ответственности за несоблюдение норм морали и этики в бизнесе. Привлечение к уголовной или гражданской ответственности возможно лишь в тех случаях, когда происходит нарушение юридических законов.

В современном мире, в условиях строгой конкуренции в предпринимательской деятельности необходимо развитие высокой морали и нравственности у бизнесмена, иначе его бизнес не будет иметь будущего.

Учитывая то, что бизнес часто переходит от отца к сыну, качества честного, высоконравственного человека с высокими моральными устоями должны прививаться человеку с детского возраста.

Для того, чтобы стать успешным бизнесменом, человеку необходимо иметь такие качества, как:

1) активность, инициативность, деятельность;

2) умение извлечь выгоду из неудачи и использовать это для дальнейшего успеха;

3) умение, в случае потери всего, начать все сначала;

4) прямолинейность;

5) творчество;

6) настойчивость;

7) умение управлять ситуацией;

8) гибкость;

9) аналитический склад ума;

10) оптимизм.

Предприниматель или бизнесмен должен уметь рисковать. Но риск должен быть не безрассудным, а точно рассчитанным. Умение рисковать– это умение просчитывать все возможные варианты, а также способность объяснить все обстоятельства сотрудникам своей организации.

Предприниматель или бизнесмен должен обладать высокими духовными и физическими качествами. Физические качества находят свое выражение в том, что руководитель должен работать больше других и при этом совершенно спокойно переносить такие физические нагрузки. Важным качеством хорошего руководителя является умение держать свое слово и выполнять обещанное.

Обязательным качеством предпринимателя является умение внимательно относиться ко всем деталям бизнеса, включая технические, финансовые и маркетинговые вопросы.

Если бизнесмен будет относиться к бизнесу не только как к источнику прибыли, но и как к интересному делу, смыслу жизни, жизненным ценностям, стремясь к собственному совершенствованию, это может помочь ему достичь высоких результатов в процессе предпринимательской деятельности.

Бизнесмен должен ценить и не забывать своих наставников, уметь заключать честные и взаимовыгодные сделки, обладать умением вести переговоры.